​Святейший Патриарх Филарет (Романов)

и его участие в событиях 1610-1619 годов

Святейший Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов-Юрьев) – сын знатного и богатого московского боярина Никиты Романовича (из рода Захарьиных), родного брата царицы Анастасии Романовны, первой супруги царя Иоанна Грозного. По материнской линии Феодор Никитич - двоюродный брат царя Феодора Иоанновича. (1)

Он родился около 1553-1554 годов. Получил прекрасное для своего времени образование. Впервые Феодор Никитич Романов упоминается в Разрядных книгах под 1585 годом.

Свою службу он начал в 1586 году в должности наместника Нижегородского, а затем Псковского. В это время он выполнил ряд дипломатических поручений.

В 1598 году Феодор Никитич участвовал в Земском Соборе, на котором избрали на царство Бориса Феодоровича Годунова.

В конце 1600 - начале 1601 года вся семья Романовых попала в опалу. Многих из них сослали или заточили. По ложному обвинению Феодора Никитича арестовали, сослали в Антониев Сийский монастырь и там насильно постригли в монашество с именем Филарет. В то время пострижение являлось одним из средств лишить человека политического значения. (2)

Жену Феодора Никитича, Ксению Ивановну (урожденную Шестову)постригли с именем Марфы и сослали в Егорьевский пост, в Заонежье. Их детей Михаила и Татьяну сослали на Белое озеро, а затем вместе с сопровождавшими их тетками Анастасией и Марфой Никитичнами, перевели в Юрьевский уезд в село Клины, принадлежавшее Феодору Никитичу. (3)

О действиях Бориса Годунова читаем в «Историческом словаре, Российских государей, князей, царей, императоров и императриц»: «…он, внимая словам клеветников, и других собственно им уготовляющих доносителей безчеловечием своим, унижал, переводил и истреблял многих знатных роды; а паче Романовых, из коих Феодора Никитича, желая отлучить от Престола Российскаго Царем Феодором Иоанновичем к тому назначеннаго, постриг в монастырь, а братьев его и родственников разослал в дальныя заточения, где многие из них были удавлены, а иные скончались от жестокой неволи». (4)

В Сийском монастыре к монаху Филарету вначале относились очень строго, держали в затворе, даже не пускали на службу в храм и ограничили его общение с окружающими. Затем царь Борис приказал смягчить его режим пребывания в обители. Монаха Филарета рукоположили в сан иеромонаха, а позже поставили настоятелем Сийской обители, с возведением в сан архимандрита. Но у Строева П. в «Списках иерархов и настоятелей монастырей» эта информация не подтверждается и в начале XVII века указан игумен Иона. (5)

После того как Московский престол занял Лжедмитрий I, выдававший себя за истинного сына Иоанна Грозного (царевича Димитрия), он освободил из заточения архимандрита Филарета, как царского родственника и вернул его в Москву.

В мае 1606 года архимандрита Филарета хиротонисали во епископа в город Ростов Великий, с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского. (6)

В это же время убили Лжедмитрия I и на царский престол 1 июня 1606 года избрали Василия Шуйского (1606-1610 гг.)

В первые дни правления Лжедмитрия митрополита Филарета направили в Углич. 3-6 июня 1606 года он участвовал в перенесении мощей царевича Димитрия в Москву и поставлении их в Архангельском соборе Кремля.

Летом 1608 года сторонники Лжедмитрия II (выдававшего себя за погибшего Лжедмитрия I) подошли к Москве и расположились в Тушино. Один из отрядов посланный самозванцем по землям сопредельным с Москвой, возглавляемый Яном Сапегой, взял Суздаль и 11 октября 1608 года осадил Ростов. Воевода Третьяк Ситов вступил в сражение с тушинцами, но был разбит. Митрополит Филарет с немногими горожанами и воинами закрылся в соборном храме и велел всем готовиться к смерти, исповедоваться и причаститься Святых Таин. Враги, сломав церковные двери, ворвались в собор. Многие в этот день погибли, защищая храмы и святыни Ростова. Митрополита Филарета схватили, сняли с него архиерейское облачение и отправили в село Тушино. По преданию, его доставили в лагерь самозванца с большим бесчестьем, «ведущее нага и боса, токмо во единой свите и ругающееся облекоша в ризы язычески и покрыша главу татарскою шапкою и нозе обувшее в несвойственны сапоги». Священномученик Патриарх Гермоген считал Филарета жертвой врагов и посылал ему свое благословение, вдохновляя на предстоящие подвиги. (7)

В Тушине Лжедмитрий II, считая себя царским родственником, вновь вернул митрополиту Филарету его архиерейские одежды и даже повелел ему быть «нареченным» Патриархом Московским и всея Руси. Так в грамоте гетману Сапеге о дозволении освятить оскверненный храм, датированный ноябрем 1608 года, он именуется «Митрополит Ростовский и Ярославский, нареченный Патриарх Московский и всея Руси». (8)

После бегства Лжедмитрия II из Тушино и его смерти, поляки увезли митрополита Филарета в Иосифо-Волоцкий монастырь под Волоколамск и заключили под стражу. Отсюда его освободил и привез в Москву отряд графа Валуева, из дружины ополчения организованного Скопиным-Шуйским.

Когда в Москве на Боярской Думе решили избрать в цари польского королевича Владислава, то в сентябре 1610 года оправили посольство под Смоленск. Во главе «великого посольства» поставили митрополита Филарета и князя Голицина, как людей наиболее стойких, умных и дипломатичных. С 7 октября под Смоленском начались переговоры. Вскоре они зашли в тупик, так как Владислав не хотел принимать православие, а король Сигизмунд хотел занять Смоленск. В феврале 1611 года из Москвы прислали грамоту, подписанную боярами, в которой содержалось требование к послам «сдать Смоленск и присягнуть на имя короля Сигизмунда вместе с сыном». Митрополит Филарет и Голицин не уступали, утверждая, что под грамотой должна быть подпись Патриарха Гермогена. Они говорили: «Изначала у нас в Русском государстве так повелось: если великия государственныя и земския дела начнутся, то великие государи призывали к себе на собор патриархов, архиепископов и епископов и без их совета ничего не приговаривали; и почитают наши государи патриархов великою честию, и место им сделано с государями рядом; теперь же мы стали безгосударны, и патриарх у нас человек начальный». (9)

Когда Сигизмунд понял, что не сможет ничего добиться от непримиримых членов посольства, он пригласил митрополита Филарета и В.В. Голицина на совещание в королевский лагерь. Там им объявили, что они пленники и будут отправлены в Вильну. Послов, вместе с сопровождавшими их лицами временно заперли в небольших избушках, находившихся на берегу Днепра. Здесь они провели праздник Пасхи, жалуясь на тесноту и плохое питание. Ссылаясь на то, что не может предоставить лучшее угощение, король Сигизмунд послал пленникам к пасхальному столу: «кусок говядины, старого барана, двух ягнят, козу, четырех зайцев, тетерева, четырех молочных поросят, четырех гусей и семь кур». (10)

13 апреля 1611 года митрополита Филарета и Голицина из-под Смоленска вывезли в Польшу и полгода держали во владениях гетмана Станислава Жолкевского в Каменке. В «Рукописи Жолкевского» приведен маршрут посольства: «Король …приказал взять их под крепчайшую стражу и вести потом в Минск, из Минска же в Вильну и, наконец, в Каменку под Львов препроводил их Староста Брацлавский, Скумин, при помощи Мясковского, который и находился там при них более полугода, покамест, наконец, зимою после нового года, по приказанию Е.В.Короля, не привез их в Варшаву, откуда потом они были разосланы по разным городам». Считается, что митрополита Филарета направили в крепость города Мариенбурга, где он провел под стражей более восьми лет. (11)

По другим сведениям, приведенным у А. Нечволодова в «Сказаниях о Русской земле» 12 апреля послов посадили в ладью. Им объявили, что они будут отправлены в Польшу по воде. «Когда посольские слуги переносили вещи и запасы своих господ на судно, то поляки перебили этих слуг, лучшие вещи взяли себе, а запасы выкинули. Стража с заряженными ружьями не покидала послов и на воде и заставляла их терпеть во всем крайнюю нужду». Возможно, что по Днепру их везли до Орши, а далее путь пленников проходил по суше. (12)

По известию, находившемуся в книге Страленберга «Der Nord und Oestliche Theil von Europa und Asia» (1730 г.), митрополит Филарет, возможно, переписывался с Москвой, когда там, в 1613 году совещались о выборе царя; в письме к своему родственнику Феодору Ивановичу Шереметеву он, будто бы, давал советы относительно царского избрания. Маловероятно, что московские бояре могли свободно обмениваться письмами с пленными. Все письма к митрополиту Филарету читались, и через поляков он передавал и ответы. Вероятно, что во время своего плена ни митрополит Филарет не знал о состоянии дел в Москве, ни московское правительство не имело постоянных сведений о нем. Известно, что в то время в Москве даже не всегда знали, где находился в заточении митрополит Филарет, и одно время считали, что его держат в крепости в городе Марбурге. (13)

В Неделю Православия, 21 февраля 1613 года, на царство избрали Михаила Феодоровича, первого правителя государства из династии Романовых, сына митрополита Филарета. 2 мая он торжественно вошел в столицу и вступил на престол. Царское венчание Михаила состоялось 11 июля в Московском Успенском соборе. Возглавлял священный обряд высокопреосвященный Ефрем, митрополит Казанский. (14)

Когда Михаил Феодорович утвердился на престоле «…первое его старание было освободить …из плену родителя своего у Поляков находившагося». (15)

Считается, что от русского посла в Варшаве Желябужского митрополит Филарет узнал о возведении Михаила Феодоровича на престол. Он радовался восстановившемуся в России порядку, и в то же время «скорбел по поводу избрания сына, так как сомневался в опытности молодого 16-ти летнего царя, которому предстояли огромные труды по устройству разоренного государства». (16)

Попытки освободить из заточения митрополита Филарета и других пленников продолжались несколько лет. Так ещё в 1613 году все представители Русской земли, Земский собор обращались к королю Сигизмунду с предложением прекратить войну и начать обмен пленными. В 1614 году московские бояре направили польским и литовским панам такую же грамоту, в ответ на их согласие начать переговоры. Послом к Сигизмунду отправили Афанасия Петровича Желябужского. По дороге он виделся с боярином Шеиным в имении Льва Сапеги, а также должен был посетить митрополита Филарета, но сведений об этом нет. Желябужский привез от поляков грамоту, в которой предлагалось провести съезд уполномоченных на границе между Смоленском и Вязьмой. В том же, 1614 году Михаил Феодорович направил с письмом к митрополиту Филарету игумена Московского Сретенского монастыря Ефрема, остававшегося с ним до освобождения из плена. В 1615 году переговоры возобновились, но по разным причинам не имели успеха. (17)

В 1618 году польский королевич Владислав в союзе с гетманом Петром Сагайдачным организовал новый поход против России. Из Смоленска он захватил Дорогобуж, Вязьму и осенью подошел к Москве, где потерпел несколько поражений. После неудачной осады Троице-Сергиевой лавры начались переговоры. На очередные предложения Льва Сапеги принять на царство Владислава, русские отвечали: «Вы нам не дали королевича, когда мы его избрали; и мы его долго ждали; потом – от вас произошло кровопролитие, и мы выбрали себе другого государя, целовали ему крест; он венчан царским венцом, и мы от него не отступим. Если вы о королевиче не перестанете говорить, то нечего нам с вами и толковать». В результате недалеко от Сергиева Посада в деревне Деулино 1 декабря 1618 года подписали мирный договор на 14 лет и 6 месяцев, по которому Смоленск, Дорогобуж, Рославль, Велиж и часть северских городов отошли к Польско-Литовскому государству. (18)

По Деулинскому договору Владислав отказался от претензий на Российский престол и летом 1619 года начался обмен пленными.

Митрополит Филарет пробыл в плену восемь лет, полтора месяца и два дня. По словам митрополита Макария (Булгакова) это заточение, соединенное с тяжкими лишениями, сильно возвысило его «в глазах всех сынов России; на него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и православную веру от поляков». (19)

В «Новом летописце» так пишется о возвращении в Россию митрополита Филарета: «…Послал государь в Вязьму для размена с литовскими людьми и с паном Струсом послов, бояр Федора Ивановича Шереметьева, да князя Даниила Ивановича Мезецкого, да окольничего Артемия Васильевича Измайлова. Они же пришли в Вязьму и в Вязьме были долгое время, дожидаясь послов литовских для размена. И пришли из Литвы послы, и митрополита Филарета Никитича, и боярина Михаила Борисовича Шеина, и дьяка Томила Луговского,и всех дворян, которые были с послами и которые были взяты языками, привезли с собою. И в Вязьме Александр Гашевский с (русскими) послами замешкался, хотел того, чтобы землею поступились. Патриарх (митрополит) же Филарет Никитич послал к московским послам, чтобы ни одной чети не уступали земли Литве. Послы же литовские, видя крепкое стояние патриарха (митрополита) Филарета, разменялись, а боярина князя Василия Васильевича Голицина в Литве не стало». (20)

В 1619 году освободили и Василия Васильевича Голицина, но он скончался на пути в Отечество и погребен в Гродненском Свято-Духовом монастыре. (21)

Из Вязьмы митрополит Филарет направился в Можайск, Большие Вяземы и оттуда в Звенигород. В «Новом летописце»: «Пришел же патриарх (митрополит) Филарет Никитич в Можайск, и государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси посла к нему, государю, навстречу бояр и окольничих, а велел государь встречать его в трех местах. Первая встреча – в Можайске, а встречали архиепископ Рязанский Иосиф, да боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский, да окольничий князь Григорий Константинович Волконский; а другая встреча – на Вязьме (в Больших Вяземах), а встречали Вологодский архиепископ Макарий, да боярин Василий Петрович Морозов, да думный дворянин Гаврило Григорьевич Пушкин; третья встреча – в Звенигороде, а встречал его Крутицкий митрополит Иона, да боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, да окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин. А на последнем стану перед Москвой встречали все бояре». (22)

Под Москвой, на берегу речки Пресни, 14 июня 1619 года торжественно встречали митрополита Филарета. Сам царь Михаил приехал к нему, и увидев, поклонился отцу в ноги. Измученный пленом митрополит Филарет также земно кланялся сыну и царю, «и долго оба находились в этом положении, не имея сил ни тронуться, ни говорить от радостных слез». Михаил Феодорович повелел освободить узников из темниц и заложил в столице храм в честь пророка Елисея, празднуемого 14 июня. (23)

24 июня 1619 года, по просьбе царя Михаила Феодоровича, гостивший (пребывавший ради милостыни) в Москве Патриарх Иерусалимский Феофан в сослужении русских иерархов в Успенском соборе совершил поставление митрополита Филарета в сан Патриарха Московского. (24)

По утверждению митрополита Макария (Булгакова) Патриарх Филарет «…сделавшись патриархом и великим государем, …был твердою опорою для своего юного сына, опытным советником и мудрым руководителем во всем, обуздал своеволие бояр, проявившееся в первые годы царствования Михаила Феодоровича, укротил «сильников» земли, укрепил и возвысил царскую власть». (25)

По словам современников, Святейший Патриарх Филарет был «царствию помогатель и строитель, сирым защитник и обидимым предстатель». (26)

Примечания:

  1. Курганский М. Святейший патриарх Филарет – отец перваго Царя из Дома Романовых. / Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ). № 3, 1913. С. 186.
  2. Русский биографический словарь. Фаб.-Цяв. Репринтное изд. М., 1999. С. 95. // Сийский Антониев Троицкий монастырь, в Холмогорском у., Архангельской губ. на берегу Михайловского озера, при впадении в него р. Сии. В 90 верстах (96 км.) от Холмогор. Основан в 1520 г. преподобным Антонием (+ 1556 г.; память 7/ 20 декабря). В монастыре в 1600-1605 гг. проживал ссыльный боярин Феодор Никитич Романов, постриженный под именем Филарета. Его келия находилась под храмом Благовещения. / Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Репринтное изд. М., 2016. С. 1421-1422.
  3. Русский биографический словарь. С. 96.
  4. Исторический словарь, Российских государей, князей, царей, императоров и императриц. Репринтное изд. М., 1990. С. 26.
  5. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. Репринтное изд. М., 2007. С. 820. / Игумен Иона – настоятель Сийского Антониева монастыря в 1597-1634 гг.
  6. Высокопреосвященный Филарет, митрополит Ростовский и Ярославский. На кафедре в 1606-1619 гг., включая годы плена у поляков. / История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 560.
  7. Курганский М. Святейший патриарх Филарет. С. 189.
  8. История иерархии. С. 598.
  9. Промысел Божий в судьбах России смутнаго времени и в истории избрания перваго Государя из Дома Романовых. / СЕВ. № 3. С. 167.
  10. Валишевский К. Смутное время. М., 1993. С. 269.
  11. Русские летописи. Т. 4. Львовская летопись. Рукопись Жолкевского. Рязань, 1999. С. 612. // Валишевский. С. 272. / Мариенбург - официальное название г. Алуксне в Латвии до 1917 г.
  12. Нечволодов А. Сказание о Русской земле. Репринтное изд. М., 1992. С. 548.
  13. Марбург - город в Германии, в земле Гессен. // Русский биографический словарь. Фаб.-Цяв. Репринтное изд. М., 1999. С. 98-99.
  14. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1996. С. 275-276.
  15. Михаил Федорович Романов, царь Всероссийский. Царствовал 32 года, скончался в 1645 году июля 13 дня, жития своего на 49 году. Положен в Московском Архангельском соборе. / Исторический словарь, Российских государей. С. 123-124.
  16. Курганский М. Святейший патриарх Филарет. С. 191.
  17. Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992-1892. Т. III. Изд. Сретенского монастыря. М., 2004. С. 241. // Русский биографический словарь. Т. Ж-З. М., 1995. С. 24. // Игумен Ефрем - настоятель Московского Сретенского (Сретения Владимирской иконы Божией Матери) монастыря в 1613, 1614, 1619, 1627 гг.
  18. Кондрашенков А.А. Смоленский край в XVI - первой половине XVII веков. СГПИ. Смоленск, 1978. С. 68. // Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. II. Вып. 4, 5. Калуга, 1995. С. 21. // В XVII в. в Деулино стоял деревянный Спасский храм, сгоревший в 1865 г. В 1849-1853 гг. на средства прихожан построен каменный храм с тем же престолом. В 1876-1882 гг. по проекту архитектора Л.Н. Львова к храму пристроена двухъярусная колокольня. К югу и юго-западу от Спасского храма находится современное захоронение братии Троице-Сергиевой лавры. / Памятники архитектуры Московской области. Вып. 2. Под общей ред. Подъяпольской Е.Н. М., 1999. С. 97-98.
  19. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. С. 275. // Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. С. 242.
  20. Новый летописец. Ч. XVIII. Ст. 401. / Сайт «Седмица. RU. Библиотека.
  21. Настоятель Свято-Духова Гродненского монастыря архимандрит Леонтий Карпович в 1619 году произнес надгробное Слово при погребении В.В. Голицина. В том же году Слово напечатали на литовско-русском и польском языках. / Макарий (Булгаков). История РСусской Церкви. С. 244.
  22. Новый летописец. Ст. 402. // Иосиф, архиепископ Рязанский и Муромский, на кафедре с 1619 г. Присутствовал в Москве при возведении митрополита в сан Патриарха Всероссийского. Управлял епархией до 1622 г. // Макарий, архиепископ Вологодский и Великопермский. На кафедре с 1617 г. С 22 июля 1619 г. – митрополит Новгородский и Великолуцкий. Участвовал в чине возведения митрополита Филарета в сан Патриарха.
  23. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1991. С. 507. // Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. С. 242.
  24. Курганский М. Святейший патриарх Филарет. С. 191. // Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. С. 242. // Патриарх Иерусалимский Феофан на кафедре в 1608-1644 гг.
  25. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. С. 314. // Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. На его каменной гробнице в Успенском соборе Кремля была сделана надпись: «1-го октября, в последний час дня, преставился Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, по плотскому рождению отец, а по духовному чину отец и богомолец, Великий Господин и Государь, Святейший Филарет, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России». / Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. С. 243.
  26. Курганский М. Святейший патриарх Филарет. С. 196.

Иеромонах Даниил (Сычёв)