3 июня / 21 мая (ст. ст.) - день кончины митрофорного протоиерея Владимира Федорова, похороненного в Бюсси-ан-От (Франция), в Синодик которого были записаны многие архипастыри, священнослужители и миряне, пострадавшие в годы гонений после октябрьского переворота 1917 года.
Протоиерей Владимир Федоров
Владимир Николаевич Федоров родился 4 октября 1873 года в селе Загребай Воронежской губернии.
В 1896 году он окончил Воронежскую духовную семинарию. В 1897-1897 годах Владимир Николаевич служил псаломщиком, и с 30 января 1897 года, после рукоположения в сан священника, настоятелем храма в селе Семидесятском.
После Октябрьского переворота с 1919 года отец Владимир перешел в ведомство военного духовенства Добровольческой армии на юге России. С 18 ноября 1919 года по 1921 год он полевой священник 23-го Донского казачьего конного полка.
В 1920 году отец Владимир эмигрировал в Константинополь. С 7 октября 1921 года по 4 октября 1922 года он служил настоятелем храма при госпитале в Ильдиве под Константинополем. Затем его назначили настоятелем храма и законоучителем при детском приюте Кузьминой-Караваевой в Константинополе. Отсюда, вместе с приютом он переехал в Бельгию и здесь его приняли в состав клира митрополита Евлогия (Георгиевского).
С 1923 года по 28 сентября 1925 года отец Владимир служил настоятелем Александро-Невского храма в Льеже.
В 1925-1940 годах он настоятель Пантелеймоновского храма при детском приюте Кузьминой-Караваевой в Брюсселе. По совместительству с 6 февраля 1935 года по 1 февраля 1936 года отец Владимир - настоятель Георгиевского храма в Антверпене, и с 1 июня 1939 года по 13 сентября 1943 года - настоятель Тихоновского храм в Риуперу близ Гренобля.
С 13 сентября 1943 года по 20 декабря 1944 года отец Владимир находился за штатом. В 1944 году его вновь назначили настоятелем храма в Антверпене, где он служил до 10 июля 1945 года.
В 1948-1950 годах отец Владимир - настоятель храмов при лагерях для перемещенных лиц в Монсе и в Флесю. Кроме того с 13 апреля 1948 года его приписали сверх штата к храму в честь Святой Троицы в городе Шарлеруа. В 1950 году, когда ему исполнилось восемьдесят лет, он вышел за штат по старости.
С 24 сентября 1952 года и до своей мирной кончины митрофорный протоиерей Владимир служил в Покровском женском монастыре в Бюсси-ан-От.
Он скончался 3 июня 1954 года и погребен в православной части кладбища в Бюсси-ан-От.
Архив:
Послужной список о. Владимира Федорова (1926-1945) // АЕУА.
Примечание:
Покровский женский ставропигальный монастырь Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе (до 2019 г.), Экзархата Вселенского Константинопольского Патриарха. Монастырь находится в селении Бюсси-ан-От (регион Бургундия, департамент Йонна, район Осер; население 754 жит.), в 160 километрах восточнее Парижа. Настоятельница – игумения Коломба (с 18 декабря 2013 г.). После принятия пострига в великую схиму – схиигумения Емилиания. Язык богослужения – церковнославянский и французский. Календарь – юлианский.
Источник:
Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 1920-1925. Библиографический справочник. Библиотека-фонд «Русское Зарубежье». «Русский путь», «YMCA-Press». Париж, М., 2007. С. 504-505.
Приложение:
Из Синодика протоиерея Владимира.
«Вечная память, или вечная тебе память, значит: вечное о тебе воспоминание. Однажды слышал я, как некто над покойником в речи воскликнул: «Вечная тебе на земле память!». Удивился я такому неправильному пониманию нашей веры. Разве может быть что-либо вечным на земле, где все проходит, - приходит и уходит спешно, подобно приглашенному.
Поистине совсем ничтожное благо желаем мы покойнику, желая ему вечного воспоминания в этом мире, который и сам приближается к концу своему. Но скажем, - чьё-либо имя вспоминается на земле до конца времен – что тому от того, если воспоминание о нем на небесах забыто? Правильно думать, что мы желаем покойнику, чтобы имя его вспоминалось вечно в вечности, в вечной жизни и Царствии Божием. Это и есть смысл слов: «Вечная память».
Однажды похвалились ученики Христовы перед Учителем Своим, говоря: «Господи, и бесы нам повинуются о Имени Твоем». А Господь им ответил, чтобы этому не радовались, но говорит: «радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах», то есть, что их знают, и помнят и вспоминают в Небесном Царстве света и жизни.
В Святом Писании часто говорится, как имена праведников будут вписаны в Книгу Жизни, тогда как имена грешников будут вычеркнуты и забыты. В притче о богатом и Лазаре Господь Своими пречистыми устами не забывает имя Лазаря, тогда как имя неправедного богача умалчивает. Лазарь, значит, вошёл в Царство Небесное и получил вечную жизнь и вечную память, а грешный богач потерял и царство, и жизнь, и – имя.
Имена «безсмертных» в памяти земной да будут вписаны Спасителем в Книгу Жизни. Аминь».