​31 / 18 (ст. ст.) мая - память преподобного Макария Алтайского.

Преподобный Макарий Алтайский

Преподобный Макарий (в миру Михаил Яковлевич) родился 30 октября/ 12 ноября (н. ст.) в 1792 году в городе Вязьме Смоленской губернии семье священника Богоявленского (Введенского) храма Иакова Глухарева и его супруги Аграфены. Позже отец писал ему: «Рождение твое 1792 года октября 30-го числа с утра в 10-м часу».

В Минее, подготовленной в издательстве Московской Патриархии в 1988 году, в жизнеописаниях Смоленских святых (в неделю перед 28 июля) дана иная дата рождения - 8 ноября 1792 года. Можно предположить, что это дата крещения младенца Михаила, так как в этот день Церковь совершает празднество в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Крещен Михаил в храме в честь Преображения Господня в Вязьме священником Иоанном Полчениновым. Восприемниками младенца стали: уездного казначейства бухгалтер Михаил Григорьевич Жуков и купеческая жена Феодосия Алексеевна Волчанинова.

Получив достойное домашнее образование, уже в семилетнем возрасте Михаил Глухарев мог свободно переводить тексты с русского языка на латинский, и поэтому уже в восемь лет его приняли в третий класс Вяземского духовного училища, после обучения в котором, перевели в Смоленскую духовную семинарию. Её он успешно окончил в 1813 году. В семинарии Михаил обучался: богословию, истории, географии, арифметике, латинскому и российскому красноречию; языкам: еврейскому, французскому, немецкому и латинскому.

16 сентября 1813 года его, как лучшего из воспитанников, определили на должность учителя латинской информатории, класса семинарии, в котором изучалась этимология латинской грамматики, правописание и чистописание. Для продолжения образования, по распоряжению духовного начальства, в 1814 году Михаила Глухарева направили в Санкт-Петербургскую духовную академию. В столице на талантливого студента обратил внимание ректор академии архимандрит Филарет (Дроздов, святитель; +1867 г.) выдающийся богослов ХIХ века, будущий митрополит Московский. Святитель Филарет посвятил много трудов воспитанию целой плеяды замечательных служителей Русской Церкви.

В 1817 году Михаил Яковлевич Глухарев успешно закончил Духовную академию с присвоением степени магистра богословия, и его назначили на должность профессора Екатеринославской Духовной семинарии. Здесь особое влияние на становление характера Михаила оказал преосвященный Иов (Потемкин), архиепископ Екатеринославский.

В 1818 году его постригли в монашество, с именем в честь преподобного Макария Великого. Вскоре монаха Макария рукоположили в сан иеродиакона, а затем в иеромонаха. По указу Святейшего Синода его причислили к разряду соборных иеромонахов Киево-Печерской Лавры. В 1821 году иеромонаха Макария назначили ректором Костромской Духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря. 21 декабря 1821 года его возвели в сан архимандрита.

Основательно образованный ученый, знаток древних - латинского, греческого, еврейского и новых - немецкого и французского языков, архимандрит Макарий отличался трудолюбием, а еще более благочестием и глубоким смирением. Последнее качество побудили его оставить много обещавшую для него в будущем духовно-учебную службу и посвятить себя исключительно иноческим подвигам. В 1825 году, по собственной просьбе, его уволили вначале в братство Киево-Печерской лавры, а потом переместили в Глинскую Богородице-Рождественскую общежительную пустынь в Путивльский уезд Курской губернии. Здесь он находился под руководством известного старца иеромонаха Филарета и начал переводить с еврейского языка на русский отдельные части Библии - труд, который отец Макарий непрерывно продолжал во славу Божию всю свою оставшуюся жизнь.

В декабре 1828 года, указом Священного Синода на имя Евгения, архиепископа Тобольского и Сибирского, к епархии которого принадлежала тогда Томская губерния, предписали открыть на Алтае, в Бийском округе, Духовную миссию для обращения в христианство кочующих там калмыков-язычников.
В начале 1829 года архимандрит Макарий направил прошение в Святейший Синод, в котором выразил желание отправиться в Сибирь для проповеди слова Божия. Письменное разрешение Синода, дало ему возможность начать святое и многотрудное дело создания Алтайской Духовной миссии. 5 июня 1829 года он прибыл в Москву, и затем после встречи с митрополитом Филаретом (Дроздовым), получив его благословение, выехал в Тобольск. Здесь он прожил в архиерейском доме около года, изучая татарский язык.

В 1830 году в качестве начальника новооткрытой Миссии, архимандрит Макарий прибыл в город Бийск. Проехав около восьмидесяти верст до Алтайских гор, здесь в урочище Майме он основал первый стан Миссии.

Архимандрит Макарий нес местным жителям дар истинной, евангельской любви, свежие силы сердца, ума и воли. И хотя его слабая плоть, еще в цвете лет, была истомлена предшествующими духовными подвигами и учеными трудами, он мужественно преодолевал все трудности. В Майме отец Макарий вел в высшей степени скромную жизнь. Он построил деревянный дом и небольшой храм. Всех новокрещенных алтайцев архимандрит Макарий знал по именам. Он добивался, чтобы они все в праздники приходили на вечернюю службу и Божественную литургию.

Архимандрит Макарий часто обходил храм, учил народ правильно молиться, полагать крестное знамение и поклоны, зорко осматривал всех, замечая не бывших на службе. Доброта и смирение архимандрита имели самое благотворное влияние на местное население.

В пище отец Макарий был не только не требователен, но и постнически строг в ее употреблении. Иногда целые сутки он обходился одной просфорой и несколькими чашками чая.
Вскоре центром Алтайской миссии стал поселок Улала (современный г. Горно-Алтайск). Все служащие Миссии и крещенные алтайцы, видя его труды, глубоко уважали отца Макария. При своем добром отношении к местным жителям и природной одаренности к изучению языков, он вскоре так хорошо познакомился с алтайским наречием, что смог свободно и без переводчика объясняться с коренным населением.

Здесь архимандрит Макарий продолжил перевод Библии на русский язык, чтобы доставить своей новообращенной пастве возможность читать слово Божие на языке, ей более понятном. Изучив алтайский язык, отец Макарий начал заниматься переводами на него с русского и церковно-славянского языков. Он перевел все главнейшие молитвы, краткую священную историю Ветхого и Нового Заветов, огласительные поучения перед таинством крещения. Он написал и замечательное сочинение «Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между магометанами, евреями и язычниками в Российской державе».

Миссионерское служение отец Макарий оставил в 1835 году, по состоянию здоровья, вследствие собственной просьбы. Его назначили настоятелем Троицкого Оптина Болховского монастыря, Орловской губернии, где он и скончался мирно 18 мая 1847 года на пятьдесят пятом году жизни.

Основанная архимандритом Макарием Православная миссия стала в ХIХ столетии образцом для других миссий в Сибири. Деятельность отца Макария характеризуют слова историка И. Сперанского: «В редкой избе алтайского христианина не найдется на почетном месте изданного Миссией литографированного портрета отца Макария».

В 1983 году решением Священного Синода РПЦ архимандрита Макария причислили к лику святых и его имя внесли в Собор Сибирских, а позже Смоленских святых. Память преподобного празднуется 31/ 18 мая.

Литература:

  • Архимандрит Макарий Глухарев, основатель Алтайской Миссии. / СЕВ. № 11. 1897. С. 652-657.
  • Харлампович К. Архимандрит Макарий Глухарев и его отношение к родным. / СЕВ. № 10. 1904. С. 626-634; № 13. 1904. С. 785-798; № 14. 1904. С. 846-852; № 15. 1904. С. 903-912.

Иеромонах Даниил (Сычёв).