​12 января/ 30 декабря (ст. ст.) – 250 лет со дня перенесения мощей (1770 г.) преподобного Даниила Переславского, духовного наставника преподобного Герасима Болдинского (+ 1554 г.; память 14/ 1 мая), основавшего монастыри в Вязьме, Болдино под Дорогобужем (на Смоленщине) и в Жиздре (на Калужской земле).

Преподобный Даниил Переславский

«Не на песце суеты мирския, но на камени веры основание

положив, блаженне, во славу Святыя Троицы обитель созда...».

Канон преподобному Даниилу, песнь 7.

Преподобный Даниил, игумен Переславский, в миру Димитрий, родился в городе Переславле-Залесском около 1460 года (1459 году). Его благочестивыми и благородными родителями были Константин и Фекла. Отец Димитрия происходил из города Мценска, откуда выехал в Переславль с воеводой Григорием Протасовым. Воспитание Димитрия проходило по строгим христианским канонам. Утреннее и вечерние моление, чтение Священного Писания, Святых отцов и Житий святых, посещение приходского храма и близлежащих монастырей, вначале с родителями, а затем и самостоятельно, сталинеизменным правилом его детской и отроческой жизни.

Однажды, в житии преподобного Симеона Столпника, Димитрий обратил внимание на фрагмент, в котором повествовалось о том, как святой для обуздания плоти обвил себя власяной веревкой. Отрок нашел подобную веревку и перевязал свое тело так, что она со временем крепко впилась ему в кожу. Димитрий терпеливо переносил сильные мучения от ран. И, только когда заболел уже сильно, родители обратили внимание на странный пояс на нем. На последовавшие распросы, Димитрий смиренно отвечал, что совершил это «по неразумению». Так, сознавая свою греховность, он ещё отроком встал на путь смирения и телесных страданий.

Осознавая, что в жизни Димитрию уготована особая, не мирская стезя, родители направили его под духовное руководство в Переславский Никитский монастырь к настоятелю, игумену Ионе, их родственнику. Тот, продолжая домашнее христианское воспитание, отнесся к отроку со строгостью и любовью. В стенах обители в душу Димитрия заложили первые азы послушания и подвижничества. Здесь он впервые почувствовал непреодолимое стремление к монашеской жизни. Большое влияние на юного Димитрия оказало житие преподобного Никиты Столпника (+ 1186 г.; память 24 мая/ 6 июня (н. ст.)), подвизавшегося в Переславле в XII веке. Мощи преподобного лежали под спудом в соборном храме монастыря. Димитрий видел места его духовных подвигов, вериги святого, слышал устные предания о чудесах совершенных по молитвам преподобного Никиты, передававшиеся через поколения насельников обители. (1)

Вскоре Димитрий вместе со своим братом Герасимом перешел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (+ 1477 г.; память 1/ 14 мая (н. ст.)). Приняв в стенах обители монашеский постриг, Даниил с 1466 по 1476 год находилсяпод руководством преподобного Левкия (скончался в конце XV века; память 17/ 30 августа (н. ст.)), ученика преподобного Пафнутия. Вместе со старцем Левкием он покинул Пафнутьев монастырь и два года прожил в основанной ими пустыни на реке Рузе, находившейся недалеко от современного села Середа, Шаховского района, Московской области. При поселении в этих местах преподобному Левкию было чуть более шестидесяти лет. Отсюда преподобный Даниил, получив значительный духовный опыт, вернулся в Переславль. (2)

В родном городе он поступил в Успенский Горицкий монастырь, в стенах которого преподобного Даниила рукоположили в сан иеродиакона и иеромонаха. Вскоре в храм и в келию к святому многие стали приходить на исповедь и за духовными советами. Среди них был и уроженец Переславля священник Московского Благовещенского собора Андрей, будущий духовник царя Иоанна Васильевича Грозного. Впоследствии, после пострижения в монашество с именем Афанасий, его хиротонисали в сан митрополита Московского. Занимая Всероссийскую кафедру в 1564-1566 годах, он прославился принципиальностью во многих церковных вопросах. Митрополит Афанасий составил и записал первое житие преподобного Даниила Переславского. Высокопреосвященный Афанасий скончался после 1568 года и погребен в стенах Московского Чудова монастыря.

Как искусный врач, святой Даниил исцелял душевные язвы и греховные страсти прихожан. Никто не уходил от него без утешения и душевной пользы. Особенно его сердце открывалось для странников и людей, удрученных различными бедствиями, - они всегда находили у него помощь и спасительное слово утешения.

Часто ночью, втайне от других, святой Даниил выходил из монастыря и по указаниям видевших отыскивал тела, скончавшихся без погребения у дорог и в лесах. Со слезами и молитвой он относил их на своих руках в скудельницу - общее кладбище для странных, неимущих и погибших насильственной смертью, или Убогий Дом, по примеру Палестинского села Скудельнича. Это пустынное место, поросшее можжевельником, располагалось к востоку от Горицкого монастыря. (3)

Преподобный сам служил панихиду и погребал их по церковному чину, а после поминал их при совершении Божественной литургии. Призреть несчастного покойника - стало истинным утешением для его любвеобильной души.

По ночам, смотря из своей келии на скудельницу, святой Даниил часто думал о том, сколько тайных рабов Божиих, истинных и верных христиан, лежат, быть может, на этом месте и никто не погребает их по церковному правилу, не вспоминает их в своих молитвах. Такие мысли стали особенно часто приходить преподобному после того, как он нашел замерзшим одного странника, нередко посещавшего Горицкий монастырь и ночевавшего в его келлии, то ли немого от природы, то ли безмолвствовавшего ради Господа, и предал погребению его в скудельнице.

Как бы в ответ на сердечные помышления преподобного Даниила Господь прославил место упокоения безродных людей чудными знамениями. Сам святой и многие другие не раз видели по ночам, как сиял над скудельницей Небесный свет, и горели над нею свечи, не раз слышали, как доносилось оттуда пение и колокольный звон. В душе преподобного возродилось неискоренимое желание построить на месте скудельницы святой храм с тем, чтобы приносилась в нем бескровная жертва Богу и возносилась молитва об упокоении безвестно умерших христиан.

Однажды в Горицкую обитель пришли три чудных старца-инока, которых святой Даниил, подобно ветхозаветному Аврааму, принял как Ангелов Божиих, и у которых он по смирению своему решил взять благословение на постройку храма. Старцы отвечали ему, что если человек очень хочет совершить какое-нибудь важное и полезное дело, то святые отцы советуют ему оставить человеческое хотение и полностью предаться воле Божией, которая обязательно даст о себе знать. Преподобный Даниил последовал совету старцев, смиряя в себе все возраставшее желание сердца скорее начать строительство.

Избавленные по молитвам преподобного Даниила от княжеской опалы два знатных боярина Челядины представили его в Москве великому князю Василию Иоанновичу, отдавшему святому в его владение скудельничью землю, и митрополиту Московскому Симону, благословившему на этой земле построить храм. Примерно в это же время святой Даниил нежданно получил три богатых денежных пожертвования, необходимых для начала строительства. Преподобный принял эти приношения как свидетельство того, что Господь благословил его намерение.

Около 1508 года он построил в Переславле первый деревянный храм в честь Всех Святых. Лес на возведение новой церкви дал выселенный в Переславль из Великого Новгорода купец Феодор, позже принявший монашеский постриг с именем Феодосий. День освящения Всехсвятского храма - 15/ 28 июня (н. ст.) 1508 года, стал и днем основания новой обители в Переславле.

В 1687 году на пожертвования князя И.П. Барятинского возвели каменный храм с тем же престолом, по образцу древнего. Внутри него, у южной стены, устроили небольшую келию, в виде пещерного склепа, оконце которой выходило внутрь храма. По преданию, на этом месте, в подобном узком помещении, рассчитанном только на одного человека, возносил свои молитвы к Богу преподобный Даниил. К этому храму примыкала братская больница, позже упраздненная и разобранная.

Вскоре несколько близких по духу преподобному Даниилу отшельников пожелали разделить с ним иноческие труды на новом месте. Вокруг Всехсвятского храма он поставил для них несколько келий, но сам продолжал жить в Горицком монастыре.

С первых лет создания монастыря, к нему особенно благоволил великий князь Василий. Он неоднократно посещал эту обитель и оставлял богатые дары.Так в 1510 году великий князь дал обители грамоту о выделении монастырю государственной помощи - «руги», в виде денег, зерна и прочего необходимого для существования. Вносили вклады и его вельможи Василий и Иоанн Андреевичи Челяднины. (4)

Во время своего посещения монастыря в 1525 году великий князь сказал преподобному: «Перейди в свой монастырь и живи там; на ектениях вели поминать игуменом себя, и составь там братское общежитие. О потребах не скорби, я сам буду заботиться об удовлетворении нужды твоего монастыря». Позже монастырь по имени своего основателя стал называться Даниловым.

Когда у великого князя Василия Иоанновича и его второй супруги Елены Васильевны, урожденной Глинской 25 августа/ 7 сентября (н. ст.) 1530 года родился долгожданный сын Иоанн, будущий царь и великий князь всея Руси, преподобный Даниил вместе с преподобным Кассианом Босым (+ 1532 г.; память в Соборе Московских святых) приглашены быть восприемниками младенца от купели (крестными). На десятый день после рождения Иоанна в стенах Троице-Сергиева монастыря таинство крещения совершил её настоятель, игумен Иоасаф (Скрипицин; + 1555 г.), будущий святитель, митрополит Московский. Великий князь, отдавая своего сына под покровительство преподобного Сергия Радонежского, по окончании службы положил младенца на раку святого угодника Божьего. Преподобный Даниил стал восприемником и второго сына великого князя Василия, Юрия родившегося 30 октября/ 12 ноября (н. ст.) 1532 года (+ 1563 г.). (5)

В 1530- 1532 годах на средства благотворителя Бориса Григорьева в обители возвели каменный собор в честь Живоначальной Троицы, освященный в 1535 году. (6)

Преподобный Даниил, прославившийся при жизни как великий подвижник, преставился ко Господу 7/ 20 апреля (н.с.) 1540 года на восемьдесят первом году жизни. Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял постриг в великую схиму и, созвав своих учеников, дал им последнее наставление: «Отцы и братия, Богом собранное стадо! Потщитесь всеми силами сохранять Божественные заповеди и предание святых отцов; не забывайте своего обещания при пострижении, любите друг друга, носите немощи немощных, не презирайте странных и убогих, удаляйтесь всякого бесчиния и празднословия, уклоняйтесь от пьянства, особенно же храните чистоту душевную и телесную, всегда имейте в душе плач о смертном часе и о воздаянии каждому по делам его...». (7)

Вначале его тело погребли вне Троицкого соборного храма, к северу от него на братском кладбище обители. Мощи преподобного Даниила обретены 17/ 30 ноября (н. ст.) 1653 годаи 30 декабря/ 12 января (н.с.) того же года при архимандрите Тихоне (настоятельствовал в 1651-1658 гг.), по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона (1605-1681 гг.). Из Ростова Великого в обитель прибыл высокопреосвященный Иона (Сысоевич; 1607-1690 гг.), митрополит Ростовский и Ярославский. После осмотра целостности мощей преподобного, их с молебным пением, крестным ходом, при громадном стечении народа, перенесли внутрь Троицкого собора.

Во второй половине XVII века преподобного Даниила причислили к лику святых, ему составили службу и установили совершать празднование два раза в году – 7 апреля, в день кончины и30 декабря, в день освидетельствования мощей. До 1716 годаего мощи находились «под спудом». При архимандрите Варлааме (Высоцким; + 1737 г.) они были открыты, переложены в раку и установлены в арке, соединяющей Троицкий собор и Даниловский придел.

30 декабря/ 12 января (н. ст.) 1770 года мощи преподобного перенесли в новую раку, изготовленную из красной меди на пожертвования Переславского воеводы, дворянина Ильи Перхурова. В память об этом событии установили празднование святому.

16/ 29 октября (н. ст.) 1782 года мощи переложили в новый кипарисовый гроб, в это же время прежнюю раку посеребрили. На 42 тысячи рублей, пожертвованные коммерции советником Космой Васильевичем Крестовниковым, изготовили серебряную раку весом около 6 пудов (100 килограмм). 28 июля/ 10 августа (н.с.) 1816 года, в день празднования Смоленской иконе Божией Матери, преосвященный Ксенофонт (Троепольский; + 1834 г.), епископ Владимирский, известный «радетель духовного просвещения», переложил мощи преподобного Даниила в эту новую раку. По окончании Божественной литургии мощи святого торжественно обносились вокруг обители крестным ходом. С тех пор, ежегодно 28 июля, событие переложения мощей отмечалось в обители и в городе Переславле. Старая рака хранилась в храме Похвалы Пресвятой Богородицы.

Служба преподобному совершалась по «особливой» книге, напечатанной в 1782 году, в Синодальной типографии. Житие его, устав и описание чудес в XIX веке хранилось в монастыре в рукописях.

20 февраля/ 5 марта (н.с.) 1919 года по распоряжению местных властей раку с мощами преподобного Даниила вскрыли. В 1922 году во время изъятия церковных ценностей, вместе с серебряными окладами икон и утварью, члены комиссии исполкома, возможно, увезли и серебряную раку (впоследствии исчезла бесследно). В 1923 году медная рака и мощи преподобного Даниила взяты в формирующийся городской историко-краеведческий музей, размещенный в бывшем Успенском Горицком монастыре. Только 20 апреля 1994 года, в день памяти преподобного, мощи и старая рака переданы из музея во вновь открытый Переславский Никольский женский монастырь. Это стало знаменательным событием, произошедшим при настоятельницемонахине Евстолии (Афониной; игумения с 1997 г.) и способствовавшим возрождению монашеской жизни в Переславле-Залесском. В Никольском монастыре мощи преподобного Даниила находились в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Примечательно, что на северной стене храма сохранилась роспись XIX века, на которой изображены преподобные Даниил и Никита Переславские и благоверный князь Андрей Смоленский, подвизавшийся в Переславле в XIV веке. 20 апреля 1996 года мощи преподобного Даниила торжественно перенесены в возрождаемый Троицкий Данилов монастырь. (8)

К востоку от Троицкого собора, на территории монастыря погребены многие известные люди и подвижники благочестия. Среди них выделялись могилы матери преподобного Даниила, Феклы (в монашестве Феодосии) и старца Ефрема (князя Ивана Петровича Барятинского), скончавшегося 1 июля 1701 года. (9)

Долгое время в Троицком монастыре сохранялся колодец, ископанный преподобным Даниилом. (10)

Преподобне, отче Данииле, моли Бога о нас!

Примечания:

  • Добронравов В.Г. История Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском. Переславская быль. Т. 9. Кн. 1. Переславль-Залесский, 2008. С. 8-20.
  • Волоколамская земля. Под ред. митрополита Питирима (Нечаева). «Просветитель». М., 2001. С. 177. // Успенская Левкиева пустынь основана в 1476 году. В 1679 году она приписана к Ново-Иерусалимскому монастырю, а в 1764 году упразднена. Память о ней сохранилась в названии деревни Левкиево, Шаховского района, Московской области.)
  • В Святом Евангелии повествуется о селе Скудельничье так: «И бросив сребреники в храме, он (Иуда) вышел; пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников». (Мф. 27. 5-7.) Позже в районе Акелдама (село Крови; село Скудельничье) находящемся к юго-западу от Иерусалима устроили кладбище для погребения бездомных странников. Сейчас на склоне горы Злого Совещаниястоит греческий православный женский монастырь святого Онуфрия Великого. // Владимир Иванович Даль определял «божедомье», «Божий дом», как небольшую строжку в отдельной части кладбища, где лежали до погребения тела «убогих, нищих, скитальцев, также погибших, внезапно умерших, найденных мертвыми и убитых». В северной части Российской губернии «скудель» – это «земля, прах, тлен; все земное, непрочное, смертное или преходящее». «Скудельница – кладбище, общее место погребенья; …общая могила во время мора, или общая могила погибших по какому-то несчастному случаю; …упокойный дом, при сторожке, на кладбище, где кладут временно покойников; при ней бывает и богадельня». «Скудельник - могильщик, кладбищенский сторож; вообще погребающий покойников, посвятивший себя этому, как делу милосердия»./ Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. I. С 107; Т. IV. С. 212.
  • Иван Андреевич Челяднин - боярин при отце Иоанна Грозного, посол в Польше. // Василий Андреевич Челяднин - младший брат Ивана Андреевича; при великом князе Василии Иоанновиче московский дворецкий (с 1512 г.); боярин с 1513 году. Во время похода под Смоленск в 1512—1513 гг. Челяднин был дворовым воеводой, а во втором походе великого князя под Смоленск, в 1513 году, сопровождал его к Боровску. Скончался около 1518 г.
  • Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. «Книжная палата». М., 2000. С. 27.
  • Вначале в честь дня тезеоменитства крестника преподобного Даниила, князя Иоанна, будущего царя Иоанна IV, северный придел Троицкого собора назвали в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Впоследствии Предтечев придел упразднили, а в место него в 1660 (1653) году устроили новый во имя преподобного Даниила Переславского. В 1813 году этот придел обновили. В 1668 году Троицкий собор весь внутри расписали фресками. В 1784 году установили и освятили новый иконостас, в который включили иконы старого письма. В 1801 году на средства Г. Мещанинова главный престол собора был украшен «серебряною вызолоченною чеканною одеждою, с рельефными изображениями». В Троицком соборе хранилась Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная преподобным Даниилом из Пафнутьева Боровского монастыря. / Сукина Л.Б.Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском. «Северный паломник». М., 2002.
  • Минея апрель. Ч. I. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2002. С. 156-157.
  • Переславский Свято-Никольский женский монастырь. «Отчий дом». М, 2003. С. 22-23. // Святые и святыни Переславля-Залесского. Сост. И.В. Сойкин. Переславль-Залесский. 1999. С.18, 30.
  • Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Составлено из достоверных источников Александром Ратшиным. «Книжная палата». М., 2000. С. 28-29.
  • Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. Репринтное изд. М., 1991. С. 73-74.

Сост. иеромонах Даниил (Сычёв)