Игумения Ангелина (Нестерова). Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь под городом Вязьма.
Возникновение и развитие монашества на Вяземской земле Богата святыми подвижниками Вяземская земля. В ХI веке здесь подвизался преподобный Аркадий Вяземский, в ХIII – святой Андрей Смоленский, Вяземский, в ХV – святые благоверные князья Симеон и Иулиания Вяземские, в ХVI – преподобный Герасим Болдинский, в ХVII – святитель Питирим Тамбовский, в ХIХ – преподобный Макарий (Глухарев). В ХХ – священномученик Макарий Гневушев епископ Вяземский.
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский По преданию преподобный Аркадий родился в начале XI в. в г. Вязьме. Любимым занятием Аркадия, как находим в житии Преподобного, было за два-три дня до крестного хода, совершаемого по случаю православных праздников, подметать улицы, по которым затем проходило церковное шествие. Преподобный Аркадий часто давал вязьмичам мудрые советы. Такой высокий, благодатный светильник, не мог долго оставаться под спудом. Однажды Вязьму посетил преподобный Ефрем, своей беседой укрепивший преподобного Аркадия. В последствии он неоднократно путешествовал в Новый Торг к старцу, совершенствую свою веру, и вошёл в такую высоту молитвенного подвига, что стал творить чудеса. Наиболее примечательным является избавление города Вязьмы от змей по молитве ко Господу. После того как вязьмичи стали свидетелями чудес, совершённых по молитвам преподобного Аркадия, он, избегая людской славы, удалился из родного города в Новый Торг к преподобному Ефрему. Приняв постриг от преподобного Ефрема, подвижник Аркадий жил в строгом послушании, во всём следуя примеру своего духовного учителя. После блаженной кончины последнего 28 января
Князь Андрей. В 14 веке Вяземскую землю прославил святой князь Андрей, который тяготясь притязаниями двоюродных братьев, отказался от своего удела и простым странником пришел в Переславль Залесский, где 30 лет прослужил пономарем при Никольском храме. По смерти был прославлен Господом многими чудесами и сейчас его святые мощи покоятся в Переславльском Свято-Никольском монастыре.
Святые Симеон и Иулиания. В начале 15 века Вяземская земля была прославлена благоверными князем Симеоном и княгиней Иулианией Вяземскими, пострадавшими за свое целомудрие и преданность обетам, данным Господу при венчании. И в наши дни святой благоверной княгине Иулиании Вяземской приносят молитвы молодые девушки и женщины о ниспослании им от Господа целомудренного супружества.
Преподобный Герасима Болдинского. В 1535 году преподобный Герасим приходит в Вяземские края. Он вместе со своим учеником Симеоном поселяется в полутора верстах (1,6 км.) от города Вязьмы, на правом берегу речки Бебри, в густом ольховом лесу. Молва о богоугодной, благочестивой и подвижнической жизни преподобного Герасима быстро распространилась в окрестностях Вязьмы. Вскоре многие начали приходить к нему за благословением и для спасительного для души собеседования. Некоторые, желая остаться при преподобном Герасиме ради любви Божией, поста и молитв, строили по его благословению новые келии. К 1542 году количество собравшейся братии умножилось до достаточного количества для устройства обители преподобный Герасим отправился в Москву испросить благословения и разрешения на устройство монастыря, которые и получил от царя Иоанна IV Васильевича и митрополита Макария (1482-1563).
На пожертвования боголюбивых поселян, трудами братии устроили деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По имени главного храма монастырь получил название Иоанно-Предтечева. Устроив новую обитель, преподобный Герасим поставил над ней настоятелем своего ученика Симеона и возвратился в Болдин монастырь. Кроме Болдина монастыря преподобный Герасим построил еще Предтечев монастырь в Вязьме; потом на реке Жиздра основал обитель Введения во храм Богоматери. За 9 лет до смерти своей устроил он невдалеке от Дорогобужа в Сверковой Луке монастырь Рождества Богородицы.
Преподобный Макарий Алтайский (в миру Михаил Яковлевич Глухарёв) родился 30 октября/ 12 ноября (н. ст.)в 1792 году в городе Вязьме в семье священника Богоявленского (Введенского) храма Иакова Глухарева и его супруги Аграфены. Позже отец писал ему: «Рождение твое 1792 года октября 30-го числа с утра в 10-м часу». Крещен Михаил в храме в честь Преображения Господня в Вязьме. Получив достойное домашнее образование, уже в семилетнем возрасте Михаил Глухарев мог свободно переводить тексты с русского языка на латинский, и поэтому уже в восемь лет его приняли в третий класс Вяземского духовного училища, после обучения в котором, перевели в Смоленскую духовную семинарию. В 1817 году Михаил Яковлевич Глухарев успешно закончил Санкт - Петербургскую Духовную академию с присвоением степени магистра богословия. Основательно образованный ученый, знаток древних - латинского, греческого, еврейского и новых - немецкого и французского языков, архимандрит Макарий отличался трудолюбием, а еще более благочестием и глубоким смирением. Последнее качество побудили его посвятить себя исключительно иноческим подвигам. В 1825 году поступает в братство Киево-Печерской лавры, а позже в Глинскую Богородице-Рождественскую общежительную пустынь. В начале 1829 года архимандрит Макарий направил прошение в Святейший Синод, в котором выразил желание отправиться в Сибирь для проповеди слова Божия. В 1830 году в Алтайских горах (урочище Майме) он основал первый стан Алтайской Духовной Миссии. Последние годы жизни архимандрит Макарий был настоятелем Троицкого монастыря в городе Болхове, где и закончился его земной путь (18) 31 мая 1847 года. В 1983 году решением Священного Синода архимандрит Макарий причислен к лику святых (праздник 18 (ст.ст) 31 мая). В настоящее время Троицкий монастырь в Болхове открыт как женский. Мощи преподобного пока не обретены. В Вязьме преподобный Макарий молитвенно почитается верующим народом. В храме Введения Пресвятой Богородицы освящен престол в честь преподобного Макария Алтайского. Его иконы есть во многих храмах епархии.
Священномученик Макарий епископ Вяземский был хиротонисан во епископа Балахнинского в июле 1914 года. Будучи глубоко православным, широко образованным человеком, он большую часть своей жизни, более 30 лет, трудился на ниве духовного просвещения, за что и был удостоен высоких государственных наград. Епископское служение владыки Макария началось в Нижнем Новгороде, а закончилось в Вязьме. В конце 1917 года епископ Макарий стал настоятелем Вяземского Иоанно – Предтечева монастыря в городе Вязьме Смоленской губернии. Только девять месяцев пришлось пожить епископу Макарию в Вязьме. Но в памяти народной он сохранился на долгое время. При монастыре владыка организовал братство во имя Рождества Христова, в состав которого входили более 1000 жителей города; создал прекрасный монастырский хор; проповеди владыки собирали в стенах монастыря тысячи людей не только из города, но и из окрестных мест.
Постановлением Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода №645 от 8(21) августа 1918 года епископ Макарий был назначен епископом Вяземским. В ночь на 10(23) августа был арестован в Вяземском монастыре, 1(14) сентября 1918 года расстрелян. В настоящее время память о святителе Макарии свято почитается в Вяземской епархии. В память о нём названа площадь перед Иоанно-Предтечевым монастырём, его иконынаходятся во многих храмах епархии.
Род князей Ширинских-Шихматовых: князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов, известный духовный писатель первой трети 19 века, составитель жития Святителя Митрофана Воронежского, впоследствии иеромонах Аникита, построивший на Святой горе Афон в Ильинском скиту церковь во имя Митрофана Воронежского. Иеромонах Аникита (Сергей Александрович Ширинский-Шихматов родился в 1783, сельцо Дерново Вяземский уезда), – академик Российской императорской академии наук, сотрудник Учебного кабинета при Коллегии адмиралтейства, иеромонах Новгородского Юрьевского монастыря, насельник Андреевского скита на Афоне. Его сестра - игумения Августа (княжна Анна Александровна) настоятельница и строительница Вяземского Аркадиевского девичьего монастыря, которому пожертвовала всё своё значительное состояние; вторая сестра в монашестве Агафоклия (княжна Александра Александровна), насельница Вяземского Аркадиевского монастыря. 26 мая иеромонах Аникита прибыл в Вязьму в Аркадиевский девичий монастырь, настоятельницей которого была игумения Августа (Ширинская-Шихматова), его родная сестра. В обители иеромонах Аникита служил на вечерней службе и на другой день в празднование святому преподобному Нилу Столбенскому отслужил с духовенством монастыря Божественную литургию и молебен. Здесь же он совершил панихиду по своей сестре монахине Агофоклии. В своем дневнике он записал: «Обитель Аркадиевская, из бывшей богадельни составленная, несмотря на краткое время своего обновленияуже начинает процветать благочестием и благочинием трудами неусыпными матери игумении, споспешествующими ей пожертвованиями своими набожными гражданами города Вязьмы. Сестер всех более шестидесяти, и все приходят в познание истины Слова Божия и высокого монашеского чина, слыша наставления душеспасительные от матери игумении и образ живый благочестия видя в ней непрестанно». Простившись с родными, из Вязьмы иеромонах Аникита выехал 28 мая 1834 года.
Монастыри. В начале ХХ века в окрестностях Вязьмы были вновь открыты шесть женских монастырей:
- Гжатский Владимиро-Екатерининский - основан в 1895 г.;
- Троице-Сергиева община в Сычевском уезде - основана в 1906 г.;
- Свято-Троицкая община в Вяземском уезде - основана в 1898 г. с 1913 года Николаевский женский монастырь;
- Женская община во имя иконы «Всех скорбящих радость» в Тёмкинском уезде - основана в 1902 г.;
- Ризская женская община в Вяземском уезде - основана в 1912 г.;
- Иверская женская община близ села Ахтырка (ныне с.Пигулино) -основана в 1910 г.
Жители жертвовали монастырям свои земли, леса, усадьбы. Процветали благотворительность, помощь неимущим, забота об инвалидах, но особое внимание общества уделялось попечительству о детях, о их воспитании и духовном становлении. Поэтому не удивительно, что духовная жизнь этих мест подверглась жесточайшим репрессиям сразу же после октябрьского переворота. В самом городе уже к концу 1918 года были закрыты оба действующих монастыря. Все активное православное население города и района, выступавшее в защиту храмов и монастырей подверглось репрессиям, члены семей были «лишены в правах». К 1940 году из десяти монастырей, действовавших на востоке Смоленской губернии, не осталось ни одного. От большинства из них к настоящему времени не осталось и материальных следов.