​Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №7 г. Каменки

Материал для внеурочного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья

на тему: «История моего прадеда».

секция «Неизвестная история»


Конспект составила:

Учитель-логопед

Кузина Инна Алексеевна

2024 год

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Конспект занятия внеурочной деятельности.

3.Использованная литература.

4. Приложения:

1)Фото из личного архива, из интернет- ресурсов.

2)Отсканированная копия газеты «Любимая» со статьей о прадеде.

«Через векачерез года, — помнитеО техкто уже не придет никогда, — помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!  ... Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните! …Но о техкто уже не придет никогда, — заклинаю, — помните! («Реквием»Роберт Рождественский)

Пояснительная записка:

Цель: «Патриотическое воспитание обучающихся младшего

школьного возраста на основе изучения материалов о ВОВ в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Задачи:

-расширение осведомленности детей об истории человечества и родного города;

-формирование элементарных представлений о памятниках воинам;

-воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, памятникам боевой славы, чувства гордости за своих предков, отстоявших свою Родину.

Актуальность проблемы: обуславливается тем, что сейчас в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество, уважение к армии.

Ожидаемые результаты:

-формирование у детей начальных представлений о Великой Отечественнойвойне, солдатах-земляках, защищавшихРодину;

-повышение социальной компетентности школьников;

-развитиеумениясопереживать, сострадать, сочувствовать;

-сохранить память огероев для потомков.

Активизировать словарь детей: концлагерь, лагерный номер, архив, фронт, бараки.

Участники: дети, родители, педагоги, приглашенные гости.

Средства реализации: музыкальный центр, запись песен о Великой Отечественной войне, компьютер, проектор, экран, музыкальные записи с песнями военных лет.

Предварительная работа: рассматривание репродукций о ВОВ, прослушивание музыкальных произведений и песен военных лет, чтение рассказов о ВОВ, встречи с героями, экскурсии и возложение цветов к памятнику, конкурс стихов о ВОВ, конкурс рисунков «Рисуем Победу», подборка различных материалов для продуктивной деятельности, подборка художественной литературы - рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок о войне.

Методические рекомендации: Патриотическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья должно строиться с учётом их возрастных, речевых и психологических особенностей. Внеурочная деятельность и внеклассная работа с детьми с ОВЗ направлена на их интеграцию в общеобразовательную систему, структуру духовно-нравственного, патриотического, экологического, эстетического, физического воспитания наравне со здоровыми сверстниками. Различные формы такой работы компенсируют их недостатки через развитие сохраненных функций, активизируют все ресурсы, помогая усвоить социальный опыт, осмыслить и принять общечеловеческие ценности, быть в гармонии с окружающим миром и с собой, укрепить здоровье.

Проблема:

- несформированность патриотических чувств;

- отсутствие знаний о ВОВ.

-разрушение семейных и коллективных традиций;

- ограниченный словарный запас;

- низкий уровень речевого развития (не сформирована связная речь);

- низкая степень самостоятельности обучающихся;

- неумение выразить свою индивидуальность;

- неумение проявлять эмпатию (способность к сопереживанию).

Конспект мероприятия:

Звучит спокойная тихая музыка (фон)

Учитель: Человек, который не знает истории своего народа, не имеет будущего ни для себя, ни для своих детей, он обречен на внутреннюю пустоту и бессилие. Россия имеет богатейшую историю, важной вехой которой является Великая Отечественная война. Война не обошла стороной ни одну семью нашей страны, оставив свой отпечаток в судьбе каждого человека. Сегодня я хочу рассказать вам о герое ВОВ, моем прадедушке Колесникове Дмитрии Семеновиче.

Колесников Дмитрий Семенович 14.11.1902 г. рождения уроженец с. Скворечное Пензенской области был призван на фронт Головинщинским РВК 27.08.1941г. Сначала он был отправлен в учебную часть, которая находилась на станции Селикса под городом Пенза. Оставив в родной деревне беременную жену и пятерых детей, он отправился защищать Родину.

По воспоминаниям дочери, Каретниковой Анны Дмитриевны, 10.03.1931 года рождения, она с мамой ездили навестить отца в Селиксу, где девочка очень упрашивала начальника отпустить папу домой, потому что мама без него не могла справиться с хозяйством. Отец был очень веселым в этот день, они вместе пели и танцевали «Барыню». Все солдаты хлопали и радовались, глядя на них. Там, в возрасте 10 лет, Аня последний раз в жизни видела отца. Он поднял ее высоко-высоко, расцеловал,пообещав скоро вернуться.

08.10.1941 г. рядовой Колесников Дмитрий Семенович был взят в плен немцами, при сражении под г. Вязьмой Смоленской области («Вяземский котел 1941г» ) и отправлен в концлагерь ШТАЛАГХВ, где 26.12.1941 г. Он умер, и был похоронен в братской могиле д. Зандбостель в 60 км от г. Гамбурга Германия под лагерным номером 117792.

Об этом, благодаря сайту «ОБД Мемориал», спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной Войны, узнали мы: дети, внуки, правнуки, праправнуки. Дочери Анне Дмитриевне на тот момент было 84 года, она до конца жизни благодарила Бога, что дожила и узнала хоть что - то о своем отце, которого всегда считали без вести пропавшим.

В деревне Скворечное Пензенской области установлен памятник всем солдатам, уроженцам этого села, погибшим и пропавшим без вести вовремя В.О. В., где в списках есть и Колесников Семен Дмитриевич. По просьбе его дочери, Анны Дмитриевны Каретниковой, участницы трудового тыла в годыВеликой Отечественной Войны, которой не стало 25.05.2017г.,все родственники, проезжая мимо, всегда сигналим, останавливаемся возле памятника и низко преклоняем свою голову в память о ней, о нашем дедушке, обо всех героях того времени. Эту память храним мы, наследники Победы, в своем сердце и будем передавать ее следующим поколениям.

Зандбостель - место скорби

Учитель: А теперь обратимся к началу этой истории. Чем же примечательна маленькая деревушка Зандбостель (Sandbostel), находящаяся в 60 километрах западнее Гамбурга? В Германии о ней знают многие, в России - единицы. На первый взгляд, всё в ней очень мирно и мило: высокие деревья и аккуратно подстриженный кустарник. И только тот, кто пристальнее всмотрится в этот мирный уголок, заметит, что на окраине деревушки, между этими красивыми

деревьями-великанами нашли свое упокоение десятки тысяч людей...пп
"На унылой болотистой пустоши, над которой круглый год льют дожди, висят туманы или свистят морские ветры, в 1939 году был организован лагерь для военнопленных", - так описывается это место в книге "Шталаг-ХВ Зандбостель", вышедшей третьим изданием в Германии в 2003 году. Его первыми узниками стали захваченные в плен поляки. По мере вторжения нацистов в новые страны расширялся и национальный состав заключенных: около 1 миллиона человек сорока национальностей прошли за годы войны через страшные застенки лагеря. Одной из самых многочисленных групп пленных были красноармейцы. 
Спустя годы бывший французский военнопленный Орест Бари вспоминал, как осенью 1941 года в лагере появились пленные красноармейцы: "Русские шли колоннами по пять человек в ряд и поддерживали друг друга, потому что никто из них не в состоянии был двигаться самостоятельно. Единственным подходящим названием им было - ходячие скелеты. Один заключенный вовсе не мог двигаться, его толкали вперед автоматом; затем конвоир ударил его штыком в спину, потом его бросили в кузов грузовика..."

В "Шталаге-ХВ Зандбостель" одновременно находилось до пятидесяти тысяч человек. После регистрации их направляли в так называемые рабочие команды для принудительных работ или перемещали в другие лагеря. Русских отправляли на самые тяжелые и грязные работы. Отношение к русским подтверждает особая иерархия, определявшая обращение с заключенными. На верхней ступени находились американцы и англичане, за ними следовали французы и бельгийцы, затем шли греки и сербы, далее были поляки и лишь последними в этой страшной очереди стояли русские.
"Шталаг-ХВ Зандбостель" был освобожден англичанами 29 апреля 1945 года. Последние военнопленные покинули его в начале июня, бараки по гигиеническим соображениям сожгли.

Бараки концлагеря Шталаг ХВ 



Военнопленные солдаты


В нескольких километрах от лагеря находится кладбище, на котором были погребены свыше пятидесяти тысяч военнопленных. Сегодня на этом месте создано памятное захоронение в виде братских могил, где указаны страны, чьи граждане нашли здесь мученическую смерть.

Информация из галереи «Дорога памяти»

Колесников Дмитрий Семенович

Год рождения: 14.11.1902

Место рождения: Пензенская обл., с. Скворечное

Место призыва: Головинщинский РВК Дата призыва 27.08.1941

Воинское звание: рядовой

Дата смерти: 26.12.1941г


Информация с сайта «ОБД Мемориал»


Выписка из Книги Памяти Пензенской области


Памятник погибшим воинам села Скворечного Пензенской области


P.S. Имя нашего прадеда сохранено навечно в Вяземском Спасо-Богородском Одигитриевском женском монастыре в Смоленской области, который построили вблизи деревни Мартюхи Вяземского района, где происходила «страшная» битва, которую в последствии назвали «Вяземский котел». Там 8 октября 1941 года был взят в плен мой прадед Колесников Дмитрий Семенович.

Вяземский Спасо-Богородский Одигитриевский женский монастырь в Смоленской области


Заключительная часть: «Минута молчания».

-Мы никогда не забудем подвиг тех, кто защищал Родину. Что такое война? Война – это смерть, разрушение, миллионы разбитых жизней, реки пролитой крови и слез. Разве нам это нужно? Конечно, нет. Мы хотим жить в мирной стране, не бояться за свою жизнь, за жизнь близких, за свой дом.

Литература:

  • Сайт «ОБД Мемориал»
  • Интернет- ресурсы
  • Личные архивы
  • Статья из газеты «Любимая»