​Мученик благоверный князь Симеон Вяземский

Святой мученик благоверный Симеон Мстиславович, князь Вяземский (+ 1406) супруг святой мученицы благоверной княгини Иулиании Вяземской (+ 1406). Православная Церковь совершает их память 21 декабря / 3 января, в день их кончины.

Память святых Симеона и Иулиании также чтится: в воскресенье перед 28 июля /10 августа - Собор святых земли Смоленской, воскресенье после 29 июня /11 августа - Собор святых земли Тверской, второе воскресенье по Пятидесятнице - Собор всех святых в земле Российской просиявших.

В декабрьской Минее, князь Симеон Вяземский упоминается в Житии святой Иулиании, приведенном после службы ей 21 декабря (ст. ст.). Здесь говорится, что «невинно убиенный супруг ее, князь Симеон, …почитается в Торжке местно». (1)

В Соборе святых земли Смоленской, чтимом в воскресенье перед 28 июля/10 августа, приведенном в июльской Минее, есть краткое описание мученической кончины святого Симеона Мстиславовича Вяземского и его супруги святой Иулиании. (2)

Данных о рождении и жизни Симеона Мстиславовича, удельного князя Вяземского не сохранилось.

Вероятно, в конце XIV века князь Симеон Вяземский женился на Иулиании.

Мученический подвиг святых Симеона и Иулиании отражен в нескольких древних источниках: в Московском летописном своде (Прил. 1.1), в Львовской летописи (Прил. 1.2.), в Тверской летописи (Прил. 1.3.).

Известны рукописные сказания о князе Симеоне и княгине Иулиании: «Повесть о благоверной княгине Иулиании, супруге благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского» и «Сказание об убиении святого князя Симеона Мстиславовича Вяземскаго и целомудренной его княгини Иулиании, и о князе Юрии Смоленском», на основе которых позже составлено Житие Иулиании. В сказании писалось: «А тем (Вяземским) исходатайствова убиением своим вечный живот и небесное царство». (3)

Отдельная глава «О великом князе Юрии Святославиче Смоленском, и о князе Семионе Мстиславиче Вяземском, и о княгине его Ульяне, иже мученически скончавшихся» посвящена этому событию в Степенной книге. (Прил. 2)

О мученическом подвиге святых Симеона и Иулиании Вяземских писал историк Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» (4)

О месте погребения святого князя Симеона можно прочитать у нескольких авторов.

О князе Симеоне писал протоиерей Александр Макаревский в статье «Вяземская соборная Свято-Троицкая церковь» (5)

В «Историческом очерке города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. включительно» И.П. Виноградов, преподаватель Александровской гимназии, сообщал: «Тело убитаго …князя Вяземскаго Симеона Мстиславича погребено было с полным торжеством и подобающими почестями в Вяземской соборной церкви. Имущество же князя, по общему приговору боярских детей его, с согласия великаго князя МосковскагоВасилия Дмитриевича и с соизволения Литовскаго князя Витовта, тогда же отдано было большею частию в Вяземскую соборную церковь, на поминовение души его». (6)

В «Хронографе Вяземского Собора» краевед и археолог Е.Н. Клетнова отмечала: «1407 г. В соборном склепе похоронен князь Вяземский Симеон Мстиславович». (7)

Вяземский собор несколько раз перестраивался, сам город подвергался нашествию неприятеля, и мощи святого князя Симеона считаются утраченными.

Князь Симеон Вяземский также упоминается в разных изданиях Житий русских святых.

В «Словаре историческом о русских святых» в Житии святой Иулиании. (8)

В «Книге глаголемой Описание о Российских святых», рукописи конца XVI-начала XVII веков, подготовленной к публикации М.В. Толстым в 1887 г., в главе «Города Новоторжска Святыя». «Святый князь Симеон Вяземский, иже убиен бысть от князя Юрья Смоленскаго…». В этом источнике указано, что «Убиенный супруг блаж(енной) Иулиании, князь Симеон погребен в том же храме (в Торжке – прим авт.) Жители Торжка доныне чтут память его панихидами». (9)

В «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству четьих-миней Св. Димитрия Ростовского» в «Сказании о Святой Иулиании, княгине Вяземской». (10)

В книге «Русские святые» архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского). (11)

В «Житиях святых Православной Церкви», составленных священником Иоанном Бухаревым. (12)

В статье И. Сперанского «Деятели Смоленского края», опубликованной в Смоленских епархиальных ведомостях в конце XIX века. (13)

Святой мученик благоверный князь Симеон, свято почитается Вязьме и в Торжке местно. Его изображения встречаются в иконах и росписях храмов Торжка, Твери и Вязьмы.

На иконах святой князь Симеон изображается пожилым, со значительной сединой в волосах на голове, с небольшой круглой бородой и в княжеской шубе. Образы Святых Симеона и Иулиании есть на иконах Соборов Смоленских и Тверских Святых.

Примечания:

  1. Минея декабрь. Ч. 2. Издательский Совет РПЦ. М., 2002. С. 180-181.
  2. Минея июль. Ч. 3. Издательский Совет РПЦ. М., 2002. С. 245.
  3. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI вв.) Часть 2. Отв. ред. Д.С. Лихачев. Ленинград, 1989. С. 394-396. // Памятники литературы Древней Руси. Тверь, 2002. С. 46, 169-170. // Тверская классика. Сост. В.З. Исаков. Тверь, 2005. / Т. 1. Тверские летописи. С. 67, 115. / Т. 2. Повести, жития, сказания. С. 178, 337-338.
  4. О кн. Симеоне и кн. Иулиании у Н.М. Карамзина в «Истории государства Российского»: «1406 г. Князь Симеон Мстиславович Вяземский разделил с ним (кн. Юрием) бедствие изгнания как друг и знаменитый слуга его. Он имел прекрасную, добродетельную супругу, именем Иулианию. Равно жестокий и сластолюбивый, Юрий пылал вожделением осквернить ложе Симеоново; не успел в том ни соблазном, ни коварными хитростями и дерзнул на явное злодеяние в своем доме, среди веселого пира, убил князя Вяземского и думал воспользоваться ужасом несчастной супруги. Но любя непорочность более всего в мире, она схватила нож и, хотев ударить им насильника в горло, уязвила в руку. Одно чувство уступило другому: любострастие гневу. Юрий, обнажив меч, догнал Иулианию на дворе, изрубил ее в куски и велел бросить в реку. Такая гнусность могла постыдить век: впечатление произведенное оною в сердцах современников, оправдало его. Юрий, подобно Кину ознаменованный печатию злодейства, гонимый всеобщим презрением, не смея показаться ни князьям, ни народу, уехал в Орду; скитался в степях несколько месяцев и кончил жизнь в одном пустынном монастыре области Рязанской. Он был последним из владетельных князей Смоленских, происшедших от внука Мономахова, Ростислава Мстиславича.». / Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. V-VIII. Калуга, 1993. С. 74-75.
  5. О кн. Симеоне у протоиерея А. Макаревского: «В 1407 году, в тяжкую годину гражданских смут и нестроений, при открывшихся честолюбивых преобладательных замыслах и видах Литвы на Россию, в Вяземской соборной церкви, с полным торжеством, с подобающими почестями, погребено тело несчастнаго страдальца, Князя Вяземскаго, Симеона Мстиславовича, убитаго в Торжке изгнанником, князем Смоленским, сластолюбивым Юрием Святославичем. Имущество и достояние злосчастнаго Симеона Мстиславича, по общему приговору боярских детей его, с согласия Великаго Князя Московскаго Василия Дмитриевича и с изволения Литовскаго Князя Витовта, тогда же отдано было, большею частию, в Вяземскую соборную церковь, в поминовение души его». / Памятная книжка Смоленской губернии на 1861 г. Смоленск, 1861. Приложение. / Приер. А. Макаревский. Вяземская соборная Свято-Троицкая церковь. С. 30-31.
  6. Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. включительно. Репринтное изд. Смоленск, 2009. С. 18.
  7. Клетнова Е.Н. Избранные труды. Вязьма, 2008. С. 53.
  8. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. Репринтное изд. М., 1990. С. 126.
  9. Книга, глаголемая Описание о Российских святых, где и в котором граде, или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори всякаго чина святых. Репринтное изд. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. М., 1995. С. 182-183.
  10. Жития святых, на русском языке изложенныя по руководству четьих-миней Св. Димитрия Ростовскаго. Кн. дополнительная. Первая. Сентябрь-декабрь. Репринтное издание. Введенская Оптина пустынь, 1993. – Сказание о Святой Иулиании, княгине Вяземской. С. 552-555.
  11. (Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью и местно. «Русская симфония». СПб., 2008. С. 725-726. // Другое издание. / Жития святых, чтимых Православною Церковью, со сведениями и праздниками о чудотворных иконах. Сост. по трудам архиеп. Черниговского Филарета. «Эксмо». М., 2017. С. 871.
  12. Жития святых празднуемых Православною Греко-Российскою Церковию поименованных в месяцеслове Св. Синода и других месяцесловах, и сказания обо всех праздниках Православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы с приложением общих тропарей праздникам и святым. Сост. свящ. Иоанн Бухарев. Репринтное изд. «Отчий дом». М., 2001. С. 637.
  13. Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования. СЕВ. № 17, 1898. С. 972.

Приложение:

1.1. В Московском летописном своде: «Князь Юрьи Святославович Смоленьскы прииде из Новагорода на Москву, и дасть ему князь великы Торжекъ. Онъ же убил тамо служащего ему князя Семена Мъстиславича Вяземского и его княгиню Ульяну, взя бо ю к собе, хотя с нею жити, она же сего не хотяше. И яко лещи въсхоте с нею, она же предобрая мужелюбица мужескы въспротивися ему, иземши ножь удари его в мышьцу на ложи его. Онъ же възъярився и въскоре уби сам князя ея, а еи повеле рукы и ногы отсещи и в реку въвергоша ю. И бысть ему въ грех и въ студ великъ и с того побеже ко Орде, не терпя горкаго своего безвремянья и срама и бесчестья». / Русские летописи. Т. 8. Московский летописный свод конца XV века. Подг. к изд. А.И. Цепковым. Рязань, 2000. С. 321.

1.2. В Львовской летописи: «Князь Юрьи Святославовичь и приде изъ Новагорода на Москву, и би челом великому князю Василью Дмитреевичю во службу; и князь велики дасть ему половину Торжку, а другую половину князю Семену Вяземъскому. И уязвивъ сердце дияволъ князя Юрья плотнымъ хотениемъ на княиню на Семенову; он же уби тамо князя Семена Мстиславича Вяземского. Взятъ бо на ложе княиню его Ульяну, хотя быти съ нею; яко же ляже съ нею, она же вземши ножь, удари его въ мышцу; онъ же возъярися, уби князя еа, и ей повеле отсещи руки и ноги, и въ реку воврещи. И бежа самъ къ орде, не могитерпети срама, и горькаго безвремянья, и безчестия, и студа». / Русские летописи. Т. 4. Львовская летопись. Подг. к изд. А.И. Цепковым. Рязань, 1999. С. 287-288.

1.3. В Тверской летописи: «В лето 6914. Той же зыми Юрий Святославович убил князя Семена Вяземского; служил бе ему, и уязвися похотию на его подружие, она же добрая мужелюбица мужески противися, удари его ножемъ, и бысть ему срамъ и студъ великъ; он же велевь ей отсечи рукы и ногы, и тако убивъ мужа еа, и въвергоша въ реку Тферцу; богобоязнивыи же изнесоша и положиша честно. И онъ зле приатъ конецъ, не наиде своеа отчины; а сию жену причетохомъ въ мученицу, на последний же векъ прославила же мужа своего честно, симъ бо есть вечнаа память. Той же осени Юрий Смоленскый (побеже), за безаконие гонимъ гневомъ Божиимъ съ Москвы». / Перевод: «В год 6914 (1406). В ту же зиму Юрий Святославович убил князя Семена Вяземского, который служил ему. Юрий же Святославович уязвился похотью к его жене. Она же, добрая супруга, мужественно сопротивлялась и ударила его ножем, и был ему срам и стыд великий; тогда он велел отсечь ей руки и ноги, и убил также мужа ее и бросил в реку Тверцу; богобоязненные же люди вынесли тела их и похоронили достойно. Юрий же Святославович принял злую смерть, оставшись без своей отчины; а жену эту причли к мученицам, ибо достойно закончила жизнь и прославила мужа своего, за что ей вечная память. В ту же осень Юрий Смоленский бежал, гонимый за беззаконие гневом Божиим из Москвы». // Русские летописи. Т. 6. Тверская летопись. Подг. к изд. А.И. Цепковым. Рязань, 2000. С. 455. // Тверские летописи. Древнерусские тексты и переводы. Тверь, 1999. С. 128-131.

2. Степенная книга. Степень XIII: «…Ему же служаще князь Симеон Мьстиславичь Вяземской. И тои имея супружницу княгиню Иульанию, и та бяща целомудренна и божественною добротою украшена, не толико же телесным доброзрачием светяся, но паче сего душевным благообразием освещаема бе. Ея же целомудреному благоумию позавиде древни враг дьявол, Евин запинатель, и взусти на нея господина ея, великаго князя Юрья Светославича Смоленьскаго. И тако уязвен бысть на ню блудною бранию, и тако безстудным устремлением взят ю к себе, хотя с нею смеситеся, яко господскую власть над нею имея. Она же не хотящее сего беззаконна сотворити, но о целомудрии подвизашеся, и много моляще его и увещевая, глаголаше: «Почто, господине, всуе подвизаешися и яко вотще сие неподобное дело умышляеши, еже не имать быти? Веси, господине, яко мужа не имам. И како мощно ми чистое его ложе осквернити? Уне ми есть умрети, нежели таковое неподобное дело сотворити. Аще не останешися сего осквернениа, уязвен от мене имаши быти». Он же не внимаше словесем ея, наипаче же велми похотию разжигашеся, и поверъже ю, и ляже с нею. Она же попротивляшеся ему, и не може отвреши его от себе, и взем нож, удари его в мышцу. Он же срама исполнися и зело возъярися, и вместо еже бы умилитися на покаяние обратися, видя в немощи женъстеи такову крепкодушну о целомудрии ревность, но паче приложи к блудному устремлению двое убийство: первое своима руками уби неповиннаго, но верно служащаго ему князя Симеона Мьстиславича, мужа целомудреныя княгини Ульянии, еи же повеле руце и нозе отсещи, еже и бысть. Сице вкупе пострадаша и своею непорочною кровию взыдоша к Богу, от Него же и мученическими венцы увязошася. Сице скоро приобретоша вместо маловременнаго живота жизнь вечную и Небесное Царствие». / Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Тексты и коммент. отв. ред. Н.Н. Покровский. Т. 2. Степени XI-XVII. М., 2008. С. 113-114.

Сост. иеромонах Даниил (Сычёв)