Хмелита – небольшое село в Вяземском районе Смоленской области. Оно находится в 35 километрах к северо-западу от районного центра.
Первые поселения на этой территории известны с XI-XIII веков. Их следы в виде селища и небольших курганов сохраняются в окрестностях деревни Спас (Курган), в 1,5 километрах от Хмелиты. (1)
Впервые о двух деревянных храмах, стоявших в селениях Хмелитского стана, упоминается в списках с Переписных книг 1594-1595 годов, помещенных в книгах 1624-1625 годов «…письма и меры Василия Волынского с товарищи». «За Богданом за Борисовым сыном Воейкова, что было за Дмитрием за Болотниковым село Борки на речке на Хмелитке, …а в селе церковь Преображение Спасово с пределом великаго Чудотворца Николая, …да на церковной земле поп во дворе поп Иван, во дворе пономарь, во дворе проскурница, да две келии, а в них живут нищие, питаются о церкви Божие. …За князем Васильем да за князем Петром за княж Ивановыми детьми Буйносова Ростовскаго, что было за Григорьем за Степановым сыном Пнемова село Скоробово на речке Скоробовке, а в селе церковь Великаго чудотворца Николы, …да на церковной земле во дворе поп Иван, церковный дьячек Кадопко Степанов, во дворе церковный дьячек Томилко Андреев, во дворе пономарь, во дворе проскурница, да 7 келий, а в них живут нищие, а питаютца от церкви Божие». (2)
Считается, что представители рода Грибоедовых появились на Смоленской земле вскоре после польско-литовского нашествия, по прошествии «Смутного времени». В конце XVIII века Ф. Миллер в своем «Известии о дворянах Российских» считал, что Грибоедовы «выходцы из Польши». (3)
В 1614 году царь Михаил Федорович пожаловал «за ево многия службы» поместье в Вяземском уезде Михаилу Ефимовичу Грибоедову. Он, «Михайло, противу …злодеев наших стоял крепко и мужественно и многое дородство и храбрость, и кровопролитие показал, голод и наготу и во всем оскудение и нужду всякую осадную терпел, многое время; а на воровскую прелесть и смуту, ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякия шалости». (4)
Со второй половины XVII века владения Грибоедовых упоминаются в Пригородном стане Вяземского уезда.
В 1646 году в «Подлинной переписной книге посадских дворов города и поместных и вотчинных сил, деревень, дворов Вязьмы и уезда …переписи Романа Федоровича Боборыкина и подьячего Петра Титова» указан «стан Хмелитский в вотчине …за стольником за князь Юрьем Петровым сыном Буйносовым Ростовским село Хмелита, а в нем церковь Великаго чудотворца Николы. У церкви поп Лев Афонасьев, а в церкви дьячек Мишка Яковлев». (5)
В 1677 году по Переписной книге «…Никифора Кондратьева Озерова и подьячего Аввакума Григорьева» числились «…за стольником за князь Андреем княж Андреевым сыном Хилковом село Хмелита, а в нем …церковь Николая Чудотворца. У церкви двор попа Леонтия Львова». В этот время у Грибоедовых в Пригородном стане было «…за Иваном да за Любимом Андреевым детьми Грибоедова сельцо Федяево, а в нем двор помещиков». И в стане Боровском «…за стряпчим за Васильем Федоровым сыном Грибоедовым в поместье деревня Михалево Саниково тож». (6)
В 1682 году в Писцовой и межевой книге поместных и вотчинных земель Вяземского уезда писца Федора Михайлова в стане Хмелитском село Хмелита, несколько деревень и пустошей упоминаются «за стольником Иваном Федоровым сыном Грибоедовым». «…А в селе церковь Пресвятыя Богородицы Казанские да в пределех святаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна и великого чудотворца Николая, а церковь и иконы и книги и всякая церковная утварь строения вотчинникова Ивана Грибоедова. А около тоя церкви и кладбищ огорожено и забором, а мерою тое городьбы длиннику подле поповских и крестьянских дворов 59 сажень, в другом длиннике позади алтарей 59 сажень с полусаженью, поперек против вотчинникова двора 21 сажень с полусаженью, в другом поперечнике от прудов вотчинных 10 сажень. А у церкви во дворе поп Аввакум Иванов, во дворе вдовой поп Леонтей Львов, во дворе дьячек Политко Матвеев». (7)
Тимофей Иванович Грибоедов, правнук Михаила Ефимовича служил при императоре Петре I. В 1804 году он получил грамоту на воеводство в Дорогобуже вместо Андриана Раевского. В 1713 году в звании майора Тимофей Иванович направлен комендантом в Вязьму. Сколько времени он прослужил в Вязьме неизвестно, но к 1818 году он был уже в отставке. В 1821 году Тимофей Иванович скончался в Смоленске. В Хмелите жил, и умер в 1747 году его сын Алексей Тимофеевич, прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка в отставке.
До 1764 года Хмелитский приход, как и весь уезд, входил в Вяземский округ Московской митрополии, управляемый архипастырями, носившими титул Крутицких (Сарских и Подонских). При преосвященном Парфении (Сопковском), епископе Смоленском и Дорогобужском, управлявшем епархией в 1761-1795 годах, приход передан в Смоленскую епархию.
Каменный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделами: южным – во имя Иоанна Предтечи и северным – святителя Николая чудотворца построен в 1759-1767 годах на средства лейб-гвардии капитан-поручика Федора Алексеевича Грибоедова, сына Алексея Тимофеевича. (8)
Церковь возвели вблизи от господского дома, на ровном месте. Неподалеку от нее на юг находились два больших пруда, вода в которые поступала из ручья, имеющего ключи. Кирпич изготавливался на месте крепостными крестьянами строителя храма.
О дате освящения церкви известно из «Метрики о Казанском храме села Хмелиты», составленной в 1892 году диаконом Леонидом Романовым для Императорского Московского Археологического Общества. В основании главного дубового престола храма стоял крест с надписью: «Освятися жертвенник сей Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, во храме Пресвятыя Владычецы нашыя Богородицы Казанския, при державе Благочестивейшыя, Самодержавнейшыя Великия Государани нашея Императрице Елисавете Петровне всея России и по благословению Святейшаго Правительствующаго Синода и Преосвяшеннаго епискупа Илларионом Сарским и Подонским, в лето мира здания посвящено Вяземским архимандритом Гавриилом Вяземскаго монастыря Предтечева, в лето 1759 году месяца июля 24 дня». Вероятно, что весь храм с приделами и колокольней возвели в один строительный период. Но освящение придельных престолов произошло только в 1767 году, о чем свидетельствовали надписи на крестах престолов. Южный придел – Иоанна Предтечи освящен 7 июня; северный – во имя святителя Николая освящен 9 июля. С первых дней совершения богослужения в Казанской церкви в ней велся синодик. (9)
В южном приделе над местом погребения владельцев и ктиторов храмов села Хмелиты стояла гробница. Под ней покоились: лейб-гвардии капитан-поручик Федор Алексеевич Грибоедов (+1786 г.), коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов (+ 1832 г.) и отрок, князь Варшавский Михаил Иванович Паскевич-Эриванский. Ее уничтожили после закрытия храма.
О родившихся, сочетавшихся законным браком и умерших по Хмелитскому приходу в 1765-1799 годах и 1800-1832 годах можно узнать из Метрических книг Казанского храма, хранящихся в Государственном архиве Смоленской области. В 1765 году священником Захарием Стефановым здесь крещен сын Федора Алексеевича Михаил. До строительства церквей в Григорьевском и Соловицах, почти до начала XIX века прихожанами Казанской церкви были дворяне Лыкошины и Ширинские-Шихматовы и в ней крестили их детей. В 1786 году «…месяца марта 2 числа господин статский советник Федор Алексеевич Грибоедов от проличной болезни умре с покаянием, от роду ему лет 52». В 1832 году «января 24 числа коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов 67 лет от натуральной болезни умре. Исповедован приходским священником Василием Петровичем Марковым. Погребен в приделе Казанской церкви Предтечева монастыря архимандритом Иоанном». Также из Метрических книг узнаем: «1783 г. Сельца Дернова у его святейшества князь Александр Прохоровича Шехматова з женою ево Ольгою Васильевною родился законноприжитый сын Сергей. Крещен священником Карпом Гавриловым сентября 25 дня. А при крещении восприемники были того ж дому князь Николай Александрович, да жена его Марья Александровна Шехматовы». (10)
Казанский храм показан на плане генерального межевания Смоленских земель, выполненном в 1778 году.
В 1789 году между Алексеем Федоровичем Грибоедовым и Михаилом Богдановичем Лыкошиным владельцем Григорьевского на несколько лет произошел разлад, отраженный в документах Синода. Грибоедов всячески препятствовал строительству нового храма в Григорьевском, неоднократно обращаясь к правящему архиерею. Вопрос решился положительно для Лыкошина, благословение он получил и в 1794-1795 годах построил новый каменный трехпрестольный храм в своей усадьбе. В архивах сохранилось большое дело с перепиской по данному вопросу. (11)
К Казанскому храму была приписана каменная церковь, построенная в 1794 году «на новом кладбище» в честь Алексия, человека Божия, на средства коллежского советника Алексея Федоровича Грибоедова. По благословению преосвященного Парфения (Собковского), епископа Смоленского и Дорогобужского 3 марта 1794 года Алексеевский храм освящен архимандритом Иосифом, настоятелем Вяземского Предтечева монастыря. Рядом была построена двухъярусная колокольня и вся территория обнесена оградой. Крупные ремонты храма проводились в 1853, 1865 и 1892 годах.
С начала XVIII века в селе стояла деревянная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы и упоминаемая в документах с 1804 года. Она была разобрана «за ветхостью по представлению Епархиального начальства» в 1836 году. Материал от храма использовали на строительство дома для причта, который перевезли в село Пашково, Сычевского уезда. Позже на месте Успенской церкви построили деревянную часовню, сохранявшуюся до конца 1920 годов.
Описание села Хмелиты и ее храмов дано в «Экономическом примечании Вяземского уезда» подготовленном в 1804 году. «Село Хмелиты надворного советника Алексея Грибоедова с выделенной церковной землей. Село по обе стороны речки Скоробовки на коей четыре пруда утверждены плотинами. В оном селе две церкви каменные. 1-я Казанския Богородицы с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Чудотворца Николая. 2-я при кладбище Алексия человека Божия и 3-я деревянная Успения Богородицы. Дом господский каменный о двух этажах хорошей архитектуры с четырьмя флигелями, садами регулярными и плодовитыми. При доме ветряная мучная мельница и небольшой конной завод, при котором лошади имеются разных пород». (12)
По преданию, в 1812 году, при наступлении французов на Москву, в Хмелите останавливался большой конный отряд. Их отдых в селе был коротким и никаких неприятностей храмам и жителям села, неприятель не доставил.
В 1817 году в Казанском храме венчалась дочь Алексея Федоровича. «Генваря 21 гренадерской дивизии генерал-лейтенант и разных орденов кавалер Иван Федоров Паскевич, бывший доныне холост, …понял себе в жену села Хмелиты господина Алексея Федорова Грибоедова дочь девицу Елизавету Алексеевну, кои венчаны священником Никитой Вишневским». В 1833 году по смерти Алексея Федоровича Грибоедова, имение по наследству перешло к Елизавете Алексеевне. (13)
В 1835 году на средства Елизаветы Алексеевны, с благословения преосвященного Тимофея (Кетлерова), епископа Смоленского и Дорогобужского Казанский храм полностью перекрыт железом. Елизавета Алексеевна подарила в храм священнические облачения из бархата и парчи, о чем имелись соответствующие записи в летописи прихода.
В 1854 проведен крупный ремонт внутри храма. После него церковь вновь освящена 25 октября того же года в день памяти мучеников Маркиана и Мартирия, благочинным города Вязьмы протоиереем Михаилом Поповым.
В 1859 году Хмелиту наследовал сын Елизаветы Алексеевны князь Федор Иванович Варшавский, граф Паскевич-Эриванский. В 1860 году он передал Хмелиту по дарственной записи своим родным сестрам княгиням Волконской и Лобановой-Ростовской, которые в сентябре 1869 года продали Хмелиту со всеми принадлежащими ей землями Сычевскому первой гильдии купцу Синягину, а этот продал ее немцу Ланге.
Краткие сведения о Хмелите в середине XIX века, даны в «Списке населенных мест губернии». Через территорию прихода проходила древняя торговая дорога, соединявшая города Вязьму и Белый (Бельский тракт), протяженностью 107 верст (114 км.). Небольшие участки тракта сохранились у бывших селений Спас-Волжинское, Городок и Косткино. «По левую сторону Бельского тракта, …село владельческое, при ручье Хмелитке, 37 верст от уездного города, 20 дворов, 89 человек мужского пола, 108 женского пола, церковных приходов 2, сельское училище». (14)
В 1872-1873 годах Казанский храм заново оштукатурили. В 1883 году вокруг него на средства церковного старосты Петра Николаевича Гагарина устроили каменную ограду с чугунными вратами и двумя калитками, упоминавшимися в описи 1922 года. В последней четверти XIX века над церковью стояли пять глав: «на колокольне, на настоящей церкви и над тремя алтарями: сделаны из железа и окрашены голубой краской. …Кресты на главах железные, четырехконечные».
На колокольне храма постепенно собрался комплект из пяти колоколов. Большой, весом 104 пуда 30 фунтов (1711,44 кг.), отлили в 1883 году в Москве на заводе потомственного почетного гражданина Финляндского, приобретен усердием священника Илии Белявского. Второй – 44 пуда 20 фунтов (728,93 кг.), приобретен священником Белявским и отлит 2 марта 1854 года в Вязьме на заводе Алексея Щербина. Третий – 18 пудов (294,85 кг.), отлит в 1818 году также на заводе Щербина. Четвертый – 2 пуда 5 фунтов (34,81 кг.) и пятый – 1 пуд (16,38 кг.). Все колокола упоминаются в описи 1922 года, дальнейшее их местонахождение неизвестно. (15)
Казанский храм был богато украшен внутри. Над главным престолом стояла деревянная сень, поддерживаемая четырьмя столбами, украшенная резьбой и росписью. Она завершалась шатром и венчалась короной с крестом. За престолом находились на тумбах резной крест с распятием Господа Нашего Иисуса Христа, и при нем с правой стороны Матерь Божия, а с левой стороны Иоанн Богослов.
Иконостас Казанского храма был деревянным, четырехъярусным, «…стариннаго устройства и весь вызолочен полиментом червоннаго золота». Над верхним ярусом стояло резное изображение Иисуса Христа и двенадцати апостолов и по сторонам по три резных ангела с трубами и мечами. Над головой Спасителя два ангела поддерживали корону. Резные, вызолоченные царские врата изображали горницу, «…где происходит Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками; вверху над ними летающие ангелы, а над ними Дух Святой в виде голубя». Иконостасы приделов были двухъярусные, «простой столярной работы», окрашены в красный цвет, с позолоченной резьбой в виде пальмовых ветвей только на клеймах икон.
В разные годы в Казанский храм делались благотворительные вклады Грибоедовыми, Лыкошиными, Паскевичами-Эриванскими и Волковыми-Муромцевыми и другими представителями дворянских родов. Пожертвования на ремонт храма, особенно в конце XIX-начале XX веков собирались и крестьянами Хмелиты и окрестных деревень.
В северном – Никольском приделе, с правой стороны от иконостаса, у стены в большом киоте стояла главная святыня храма – чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы. Она была написана на дереве и покрыта медной посеребренной ризой. По преданию, эта икона находилась еще в древнем деревянном храме. «С незапамятных времен вышеописанный образ Пресвятыя Богородицы Казанския считался …за чудотворный. По разсказам очевидцев многие получали исцеление и утешение в скорбех». В этом же приделе хранилась икона святителя Николая чудотворца, так же почитаемая, как чудотворная.
Над клиросом в южном приделе висела переданная в 1833 году из усадьбы, хранимая издревле Грибоедовыми, древняя икона Божией Матери «Одигитрия», в серебряной вызолоченной ризе. Перед ней висела серебряная лампада, тонкой работы. В храме находилась также чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших». В 1930 годы все эти иконы утрачены.
В ризнице храма хранились три старинных креста. Один – серебряный, вызолоченный, с частицами мощей разных святых угодников Божиих, пожертвованный в 1715 году прокурором Иваном Игнатовичем Аргамановым. Второй – серебряный, вызолоченный, с частицами мощей. Третий – старинной работы, серебряный, в виде складня, в которой был вложен деревянный крестик с живописными изображениями Иисуса Христа и разных угодников Божиих. Также бережно хранились переданные из древнего храма оловянные сосуды, дискос, звездица, ковчег и дарохранительница. Особо отмечался серебряный потир с финифтями, пожертвованный, как гласила надпись на нем «…в память рождения Симеона Алексеевича Грибоедова в 1799 году, марта 28 дня».
Перед образом Спасителя в алтаре Казанского храма висела серебряная, вызолоченная лампада, пожертвованная коллежской прокуроршей Анной Алексеевной Волынской. Она же в 1800 году положила на счет храма в Московскую Сохранную Казну 1000 рублей ассигнациями. (16)
В 1889 году Казанский храм пострадал во время урагана. (17)
В 1891 году имение в Хмелите продали графу Гейдену, а тот передал ее свой дочери Варваре. В 1918 году они навсегда покинули эти места. Последние представители рода
Волковых-Муромцевых (Гейденов) проживали в Англии. В Иерусалиме, на склоне Елеонской горы, у стен храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, на монастырском кладбище находится могила последней хозяйки Хмелиты – Варвары Петровны Волковой-Муромцевой. Во время паломнической поездки по Святой земле она скончалась и погребена в стенах обители.
На надгробной плите ее могилы выбита надпись: «Варвара Петровна Волкова-Муромцева. Рожд. Гейден. Родилась 23.9.1878 г. Умерла 9.2.1961 г.». Ее сын Николай Владимирович оставил книгу воспоминаний «Юность. От Вязьмы до Феодосии». (18)
В 1890 годы Волковы-Муромцевы (Гейден) сделали большое количество фотоснимков с видами усадьбы в Хмелите. На некоторых снимках запечатлены Казанский и Алексеевский храмы.
В 1896 году в Хмелитском приходе было 2567 прихожан обоего пола, 36 десятин (39 га.) церковной земли, в том числе 3 десятины пахотной и сенокосов 33 десятины. Церковного капитала 1375 рублей. (19)
В селе проводились несколько ярмарок: Никольская – 9 мая (ст.ст.), Казанская – 8 июля, Успенская – 15 августа и Дмитровская – 21 сентября.
Хмелитскую церковно-приходскую школу открыли в 1884 году. В 1891 году на устройство при Казанской церкви «помещений для церковно-приходской школы и церковной сторожки, а также печей в церкви прихожанами оной пожертвовано 85 рублей». (20)
Недалеко от Казанской церкви, в двух деревянных зданиях в 1894 году кроме нее открыли начальное училище (земскую школу) с четырьмя отделениями. В 1913 году в этой школе было 72 учащихся, в том числе 10 девочек. Преподавали две учительницы, жившие в квартирах при школе. Закон Божий вел священник Казанского храма Павел Виноградов. Помимо основных предметов дополнительно у детей были занятия по рукоделию, гимнастике, военному строю, имелась библиотека. На небольшом участке рядом со школой находились огород, площадка для игр и колодец. В 1916 году здесь обучались 83 мальчика и 37 девочек из Хмелиты и восьми деревень. В том же году начали строить новое здание школы. От земства Хмелитская школа получила 1211 учебников и пособий. Попечителем ее была Варвара Петровна Волкова (Гейден).
В Хмелитский приход входили два селения имевших земские школы. В 1898 году на общественной земле, в новом деревянном здании, в пяти верстах (5,3 км.) от Хмелиты, в селении Поповка открыли двухклассное начальное училище (три отделения), в котором в 1916 году занимались 50 мальчиков и 40 девочек от 8 до 14 лет, приходившие из одиннадцати деревень. Занятия вели две учительницы. Попечителем школы был дворянин Владимир Николаевич Запрягаев. В окрестностях Поповки сохранялось древнее Никольское кладбище, предположительно получившее свое название от стоявшего здесь храма. В 1902 году на казенной земле в пяти верстах (5,3 км.) от Хмелиты в деревне Семеновское, на крестьянской земле, в собственном здании открыли одноклассное начальное училище (три отделения). Попечителем этой школы был владелец Хмелиты потомственный дворянин Владимир Александрович Волков. Детей учили закону Божьему, грамматике, русскому языку и математике. Все предметы вела учительница Е.В. Назаревская, жившая при школе. В 1916 году в Семеновском занимались 75 учащихся, в том числе 23 девочки из трех деревень. Закон Божий преподавал священник Хмелитского храма. Волков В.А. также являлся попечителем Меньшиковского начального училища (Меньшиковский приход), в котором занимались 45 детей из шести деревень. (21)
В начале XX века в Хмелите, по данным Смоленского губернского статистического комитета, находился тридцать один двор, в которых проживали 117 жителей мужского пола и 121 – женского. В Хмелите были: вольная пожарная дружина, две конопляных маслобойки и винная лавка. В усадьбе в восьми зданиях жили 5 мужчин и 4 женщины. (22)
В 1913 году составлена подробная страховая оценка храмов, часовни и церковного имущества Хмелитского прихода. Казанская церковь находилась в хорошем состоянии и вместе с иконостасами оценивалась в 24000 рублей. Алексеевская кладбищенская церковь с двухъярусной колокольней имела хорошую сохранность и оценена в 1500 рублей. Деревянная часовня на месте бывшего Успенского храма, хорошо сохранилась и стоила 200 рублей. Храмы и часовня были покрыты железом. Также имелся деревянный дом на каменном фундаменте, крытый железом, построенный в 1913 году и бревенчатый сарай. (23)
После октябрьского переворота 1917 года село Хмелита и усадьба, а вместе с ними и храмы претерпели значительные изменения. В декабре 1917 года составлена опись живого и мертвого имущества помещиков Хмелитской волости, в том числе в имении Хмелита, где указаны все постройки и количество вещей в них. Весной 1918 года во всех волостных исполкомах, в том числе и в Хмелитском составили списки населенных мест с указанием количества земли у собственников, чтобы произвести их изъятие. В 1920 году на территории Хмелитского волисполкома в тридцати трех населенных пунктах проживало 5299 человек, в том числе в Хмелите 316 человек. (24)
В 1921 году согласно «Списка церквей, часовен, синагог, костелов и богословских помещений других культов» составленном в Вяземском управлении уездной милиции в Хмелите было две церкви и часовня. (25)
В документах Административного отдела Вяземского исполкома сохранились описи Казанской и Алексеевской церквей Хмелиты в 1922 году. Особенно подробно описаны иконы в Казанском храме, его алтарях, трапезной и приделах. Центральный Казанский престол имел четырехъярусный иконостас «столярной работы, украшен резьбой, весь вызолочен на полимент червонного золота». В приделах стояли двухъярусные иконостасы. На колокольне еще сохранялись пять колоколов. С января 1922 года Казанский храм, как и другие церкви уезда, входил в состав Вяземского викариатства Смоленской епархии управляемого епископом Венедиктом (Алентовым). По предписанию №25 от 26.04.1922 г. Вяземской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей, 30 апреля 1922 года заместитель председателя Хмелитского волисполкома С. Батурин отобрал в Казанском храме следующие предметы: серебряный крест весом 27 золотников; 4 потира с приборами без блюдечек – 7 фунтов 27 золотников; дарохранительницу – 1 фунт 42 золотника; кадило – 90 золотников; ковш – 12 золотников. Все предметы общим весом 10 фунтов 6 золотников (4120,7 грамм) для отправки в Уездный финотдел принял член комиссии Саевич. При изъятии присутствовали настоятель Казанского храма священник Михаил Афонский, церковный староста Егор Михайлов и члены Совета Разин и Михайлов.
Председатель уездной комиссии Жуков 9 мая 1922 года направил в Хмелитский волисполком письмо, в котором требует срочно «…объявить настоятелям, председателям церковного совета и старостам тех сел, каковые до сих пор не сдали церковных ценностей, чтобы они …сдали в Вяземский уфинотдел все серебряные предметы, оставив для совершения богослужения по одному сосуду, одному кресту и одной ризе на храмовых иконах, по одной дарохранительнице и дароносице. За неисполнение настоящего распоряжения, виновные будут привлекаться к ответственности по законам революционного времени». (26)
В марте 1925 года начальник Хмелитской волостной милиции направил в район список храмов список приходов входивших в волость. Тогда еще совершалось богослужение в храмах сел Настасьино, Старое Село, Григорьевское, Соловицы, Побухово, Спас-Волжинский, Косткино, Хмелита, Пигулино. В начале XXI века богослужение совершалось только в Пигулино и Хмелите. Пять храмов разрушены полностью, два находятся в руинированном состоянии, в одном восстановлены только фундамент и ограда. В 1925 году по «Именному списку служителей религиозных культов и организаций по Хмелитской волости» в Казанском храме служили: священник – Михаил Иванович Афонский; диакон – Александр Кутузов; псаломщик – Всеволод Афонский, сын о. Михаила. (27)
В ноябре 1937 года Всеволод Михайлович Афонский – священник Покровского храма в селе Косткино арестован сотрудниками районного отдела УНКВД и отправлен в тюрьму города Вязьмы. Решением тройки УНКВД Западной области через несколько дней он осужден по статье 58-10, 11 на десять лет лагерей. Реабилитирован 12 апреля 1989 года Прокуратурой Смоленской области, архивно-следственное дело 21754-с. (28)
Во второй половине 1930 годов Казанский храм в Хмелите закрыли и разграбили. Все иконы, богослужебные книги, утварь и колокола исчезли бесследно. С 1937 года решением №1346/41 церковь передали под сельский клуб. В те же годы был закрыт, а затем разрушен Алексеевский храм. О том, что произошло с часовней, стоявшей на месте Успенского храма, сведений нет.
В Великую Отечественную войну в 1941-1942 годах в стенах бывшего Казанского храма укрывались от артобстрелов и бомбежек женщины с детьми и старики. По их воспоминаниям колокольню храма в 1942 году взорвали партизаны при участии местных жителей. По другой версии колокольня пострадала от немцев, отступавших через село в феврале-марте 1943 года.
В послевоенные годы в центральной части храма ремонтировали сельхозтехнику. Затем руины колокольни, стены трапезной, приделы и апсида разобраны по указанию директора совхоза и жителями Хмелиты. Несколько решеток с окон церкви сохранились в виде ограды на одной из могил на местном кладбище. К 1980 годам, времени начала реставрационных работ, в полном объеме сохранялись только руины четверика храма. После проведенных раскопок на обнаруженных фундаментах в 1982-1985 годах на средства, выделенные Министерством культуры РСФСР, Вяземским участком Смоленских научно-реставрационных мастерских восстановлено завершение храма и его кровля. В дальнейшем к 1992 году практически заново построены все утраченные части Казанской церкви, кроме колокольни, восстановленной в 2006 году. В трапезной части храма частично сохранились полы из метлахской плитки начала XX века. В центральной части открыты голосники, имеющиеся также в Троицком соборе и Одигитриевской церкви Предтечева монастыря в Вязьме.
В 1989 году в Казанском храме установили деревянный резной четырехъярусный иконостас, перевезенный в Хмелиту из Троицкой церкви (построенной в 1790 г.) села Солтоново Нейского района Костромской области. Четверик Казанской церкви уже, чем в Салтоново и поэтому при сборке крайние панели и боковые крылья иконостаса обрезали. Его северные и южные врата не совпали с проемами Хмелитского храма. Сохранившиеся иконы XVIII-XIX веков: «Господь Вседержитель», «Богоматерь на троне», «Святитель Николай», «Святые апостолы Симон и Андрей», «Святые апостолы Илия и Исаия» в 1990-1994 годах отреставрированы в мастерских Всесоюзного объединения «Союзреставрация» Москвы художниками-реставраторами А.Ф. Кирюхиным, Р.Д. Тульпа и другими. В декабре 1990 года в Москву во Всесоюзное объединение «Союзреставрация» были переданы на реставрацию сохранившиеся иконы из иконостаса XVIII века перевезенного в Хмелиту. Иконы святых пророков Илии и Исаии выполненные на липовых досках, где они изображены в полный рост со свитками в руках. Они отреставрированы в 1992 году художником-реставратором А.Ф. Кирюхиным, доски ремонтировал столяр В. Ковальский. Образ святителя Николая, Ярославской школы иконописи, на которой он изображен в архиерейском облачении, реставрировал в 1992-1995 годах художник-реставратор Тульпа Р.Д.
Богослужение в Казанском храме возобновлено в январе 1992 года по благословению митрополита Кирилла Смоленского и Калининградского в Никольском приделе иереем Алексеем Сологубовым.
Хмелиту неоднократно посещали Смоленские архипастыри: в августе 1830 года – епископ Иосиф (Величковский); в июне 1858 года – архиепископ Тимофей (Кетлеров); в мае 1864 года – епископ Антоний (Амфитеатров); в сентябре 1869 года – епископ Серафим (Протопопов).
В январе 1995 года, в мае 1998 года и в июле 2002 года приход посещал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В июле 1996 года – епископ Балтийский, викарий Смоленской епархии Пантелеимон. В декабре 2006 года – епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии Игнатий.
В память о «создателях святого храма сего», священниках служивших в нем, и «обо всех преждепочивших отцах и братиях», погребенных в ограде храма 15 июня 1997 года, в день Святой Троицы, за алтарем прихожанами был установлен деревянный крест высотой два с половиной метра. На местном кладбище установлен трехметровый поклонный крест.
Хмелитский храм находится в совместном пользовании прихода церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и музея-заповедника «Хмелита» (29).
Примечания
- Археологическая карта России. Смоленская область. Часть 2. М., 1997, с. 16.
- РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 619, лл. 857-857 об., л. 862. Переписные книги Вяземского уезда. 1624-1625 гг.
- Миллер Ф. Известие о дворянах Российских. СПб., 1790, с. 394.
- Семевский М.И. Несколько слов о фамилии Грибоедовых к редактору журнала «Москвитянин». Октябрь. 1856, с. 310.
- РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, д. 10814, лл. 50-50об. Переписные книги Вяземского уезда. 1646 г.
- Там же. Д. 10819, л. 29 об., л. 34, л. 49. Переписная книга Вяземского уезда. 1677 г.
- Там же. Д. 622, лл. 1-4, лл. 236-236об. Переписные книги Вяземского уезда. 1682 г.
- Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования. Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ), №14, 1899, с. 834.
- ИИМК РАН. Ф. 4, д. 836, л.1об. Метрика Казанского храма с. Хмелита. 1892 г.
- ГАСО. Ф.48, оп.1, т.1, д.260. Метрические книги записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Казанской церкви с. Хмелита. 1765-1799 гг.; Ф.48, д.655. 1800-1832 гг. // Иеромонах Аникита (в миру – Сергей Александрович; 1783-1837 гг.) Ширинский-Шихматов – воспитатель П.С. Нахимова в Морском корпусе в Санкт-Петербурге, известный подвижник Православия на Востоке в первой половине XIX века.
- Балунова Н.П. Усадьба Хмелита и хмелитское окружение семьи Грибоедовых. С. 254-256. Сборник. Проблемы творчества А.С.Грибоедова. Смоленск, 1994. / РГИА. Ф. 796, оп. 72, д. 25, лл. 1-31. Прошение Смоленского наместничества Вяземской округи поручика Михаила Лыкошина о дозволении ему построить в сельце ево Григорьевском вновь каменную церковь во имя Преображения Господня. 1791-1792 гг.
- РГВИА. Ф. ВУА, д. 19040, ч. II, л. 173об. Экономическое примечание Вяземского уезда. 1804 г.
- ГАСО. Ф. 48, оп.1, т.1, д. 655. // Паскевич И.Ф. (1782-1856 гг.), граф Эриванский (1828 г.), светлейший князь Варшавский (1831 г.), генерал-фельдмаршал (1829 г.). // Паскевич-Эриванская, графиня Елизавета Алексеевна, светлейшая княгиня Варшавская (1800-1856 гг.). В 1823 г. она причислена к кавалерственным дамам меньшего креста ордена св. Екатерины. В 1829 г. она пожалована званием статс-дамы. В 1846 г. получила орден св. Екатерины I степени. Скончалась в Берлине. Русский биографический словарь. СПб., 1903, с. 332-333.
- Смоленская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб., 1868, с. 116.
- Метрика Казанского храма с. Хмелита. Л. 9об. // ФГАСО (г. Вязьма) Ф. 596, оп. 1, св. 20, д. 252, лл. 80-81. Отдел управления Вяземского уездного исполнительного комитета.1922 г.
- Метрика Казанского храма с. Хмелита. Лл. 1-12.
- Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Бывшая библиотека Пиксанова. №1404 «Книга, выданная уездным III округа благочинным в церковь села Хмелиты для ведения церковно-приходской летописи» (рукопись).
- Н.В. Волков-Муромцев. Юность. От Вязьмы до Феодосии (1902-1920). YMKA-PRESS, Paris, 1983./ Второе издание вышло в серии «Всероссийская мемуарная библиотека» в 1997 г. в Москве.
- СЕВ. 1897. Приложение. Адрес-календарь Смоленской епархии. Город Вязьма и его уезд. С. 190.
- СЕВ, №2, 1891, с. 66.
- ФГАСО (г. Вязьма) Ф. 133, оп. 1, св. 1, д. 9, лл.13-16, лл.33-34, лл. 86-89, лл. 100-103. Вяземский училищный совет Смоленской губернии (1916 г.). // Смоленское земство и народное образование. 1865-1918 годы. Смоленск, 2004, с. 235-236.
- Список населенных мест Смоленской губернии. Смоленск, 1904, с. 98.
- ЦГИА. Ф.799, оп. 33, д.1448, лл.48-49. Оценка страховая Казанской церкви в селе Хмелите Вяземского уезда. 1913 г.
- ФГАСО (г. Вязьма) Ф. 596, оп.1, св.9, д.112, л.25. 1920 г.
- Там же. Ф. 739, оп. 1, св. 2, д. 18, л. 11. Вяземское управление уездной милиции. 1921 г.
- Там же. Ф. 596, оп. 1, св. 24, д. 295 (быв. д. 51), л. 13, л. 115, л. 167.// Ф. 596, оп.1, св.4, д.56, л.47. Акты осмотров церковных ценностей и сведения об изъятии за 1922-1923 гг.
- Там же. Ф. 739, оп. 1, св. 3, д. 22, л. 57, л. 78. Именной список служителей религиозных культов и организаций по Хмелитской волости. (1925 г.).
- Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 2. Смоленск, 2003, с. 137.
- СЕВ. №3(24), 1999, с. 58-61. Иеромонах Даниил (Сычев). Казанский храм села Хмелиты.