«…В истории нашего Отечества были судьбоносные, поворотные моменты от которых зависело быть или не быть стране, быть или не быть народу. Они всегда были связаны с человеческим страданием и горем. Но проходя через эти страшные испытания, наш народ выходил победителем и обеспечивал свое историческое существование». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 4 мая 2010 г.
В западной части области на юго-восток от Смоленска в 12-ом веке находился Успенский монастырь на Селище, в котором был пострижен в монашество прп. Авраамий Смоленский (1172 или 1150 умер 1221 или 1224). Времена, когда на Смоленской землеуже слышалась поступь большой Орды, удалены от нас 8-ю веками, но подвиги святых того времени память православного народа хранит и подтверждение тому почитание воина Меркурия Смоленского. Информации об Успенском монастыре сохранилось очень мало. Поэтому сенью 2003-го года, по инициативе монахини Зосимы (Верховской), мы попытались найти первое место нахождения пещер Успенского монастыря. Под руководством игумена Аркадия (Недосекова), настоятеля Смоленского Авраамиева монастыря доехали до села Богородицкое (некогда имение дворян Верховских). Дошли до «Авраамиева кургана» - это холм на берегу ручья, впадающего в речку Десну. Здесь, возможно, и были в глубокой древностипещеры монахов. Статья монахини Зосимы о селе Богородицком по всем тем материалам опубликована в журнале «Смоленские епархиальные ведомости» (2004, №2, с. 30-48.).
На восточных рубежах Смоленщины с древности стоял город-воин – Вязьма. В разные исторические времена ему приходилось защищать русскую землю и от восточных и от западных завоевателей. 1238 год – разорение города ордами хана Батыя; 1340 год – опустошение Смоленского княжества (Вязьмы входила в это время в Смоленское княжество) ханом Узбеком; 1403 год – Вязьма захвачена войском литовского князя Витовта (находилась под властью Литвы 90 лет). Удобное расположение на высоком холме, который огибает река Вязьма, позволяло жителям отбивать неприятеля и с востока и с запада. Географически менее защищённым была восточная и юго-восточная часть города, поэтому наиболее древним, вероятно, был Верхне-Спасский мужской монастырь. Располагался он на выезде из древнего центра города на восток, на холме. Пересекая этот холм, проходил древний тракт, соединявший восточные и западные земли Руси, который позже стал называться Смоленской дорогой, а мы его знаем как «старая Смоленская дорога». Верхне-Спасский монастырь существовал до «Литовского разорения». Известно, что в первой четверти XVII века на месте этого монастыря стоял деревянный храм Преображения Господня. В 1736 году на месте деревянного храма построен каменный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Неопалимая Купина». В настоящее время можно увидеть остатки разрушенной стены, вероятно, окружавшей когда-то территорию храма. Возможно, эта стена строилась по периметру древнего монастыря. В Преображенском храме сейчас возносятся молитвы православных вязьмичей.
Подъезжая к Вязьме с запада, переправившись на левый берег реки Вязьмы (эта переправа, каквпоследствии и мост назывались Смоленскими) древнийпутник попадал на Московскую дорогу. Слева на высоком холме находились княжеские палаты, а справа на пологом холме стоял Ильинский монастырь, который защищал центр древнего города с юга. Известно, что эта обитель стояла здесь еще до Смутного времени. Письменное упоминание об Ильинском монастыре находим в Писцовых книгах князя И.Ф. Волконского за 1627 год. Из них известно, что тогда в обители имелись - деревянный храм в честь святого Пророка Илии с приделом во имя святой мученицы Екатерины и второй деревянный храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, восемь келий, в которых проживали десять стариц. В 1655 году Ильинский девичий монастырь включен в расписание крестного хода на Светлой седмице. Он совершался по всем храмам города с Иверской иконой Пресвятой Богородицы и учрежден Святейшим Патриархом Никоном в благодарность за избавление Вязьмы от моровой язвы и в память пребывания в Вязьме царя Алексея Михайловича с семьей.На Бельском тракте в версте от Спас-Волжинского по правой стороне дороги находилась Пустошь (Пустынь) Пронина, где было два деревянных храма в честь Илии Пророка и Георгия Победоносца, вероятно эти земли принадлежали Ильинскому монастырю. В 1779 году Ильинский монастырь был закрыт. Ильинский храм был действующим до 20-х годов ХХ века. Точная дата разрушения храма неизвестна, документальных свидетельств нет. Развалины Ильинского храма сохранялись еще длительное время после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.По южной части территории бывшего монастыря в конце 50-х годов XX века проложили улицу Космонавтов, а на фундаменте Ильинского храма устроили танцевальную площадку городского парка. Однако остатки липовых аллей можно видеть и сейчас.
Нижне-Спасский монастырь. Одной из наиболее почитаемых святынь в городе Вязьма всегда являлось место блаженных подвигов преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского Чудотворца. Преподобный Аркадий Вяземский родился в Вязьме в первой четверти XI века. Свои молитвенные подвиги юноша Аркадий совершал на большом валуне, находившемся на высоком холме, на берегу реки Вязьма, недалеко от княжеского двора. На этом месте впоследствии существовал Нижне-Спасский монастырь. Однако, в связи с тем, что город во все века был воином, пока не найдено письменных свидетельств о существовании этого монастыря в те времена. Знание о нём существовало в памяти народной. В Памятной книге Смоленской губернии, изданной в 1860 году, читаем: «Сестры Ильинского монастыря, числом – 19, не желая по его закрытии в 1779 году вступить в мирскую жизнь и испросив в 1780 году позволение у Смоленскаго Генерал-Губернатора князя Репнина, поселились при Спасо-Аркадиевской церкви когда-то бывшаго и затем разореннаго Литвою мужескаго монастыря, устроили при ней каменную богадельню и как ее, так и церковь обнесли каменною стеною. Таким образом, вместо прежде бывшей Ильинской женской обители и мужескаго Спасскаго монастыря, образовалась новая женская община, положившая начало нынешнему женскому Аркадиевскому монастырю».
На протяжении XV-XVI веков великие московские князья не оставляли Вяземские земли своим вниманием: строили здесь крепости, раздавали земли под новые села, разрешали строительство храмов и монастырей, жертвуя на них большие средства. Многие из них благословлялись Московскими митрополитами. Не случайно Вязьма почти до последней четверти XVIII века входила в Сарскую и Подонскую (Крутицкую) епархию.
После польско-литовской интервенции и «смутного времени» начала XVII века Вязьма и ее окрестности полностью отошли во владение Московского государства и стали важным стратегическим районом на западной границе нашего Отечества. И уже Русские цари и патриархи обращали свой взор на Вяземскую землю, продолжая укреплять и развивать ее. Освобождение Смоленска во второй половине XVII века и дальнейшие перемирия привели к новому развитию торговли и помещичьего землевладения в этих местах в XVIII – начале XIX века. Вязьма вошла в историю страны, как база снабжения наших войск в русско-шведской войне начала XVIII века. Широко известно Вяземское сражение 22 октября (4 ноября н.ст.) 1812 года, в котором враг, потерпев сокрушительное поражение, бросая обозы и раненых, бежал по разоренной Старой Смоленской дороге. В Крымской войне 1854-1855 годов принимали участие многие славные сыны Смоленского края, среди которых особое место занимал адмирал Павел Степанович Нахимов, родившийся под Вязьмой.
В Первую мировую войну Вязьма продолжала оставаться базой наших войск, важным железнодорожным узлом связывавшим Москву с театром военных действий. Не случайно первый памятник героям той войны, павшим за Родину, был установлен недалеко от Вяземского железнодорожного вокзала.
За прошедшие несколько веков вся Вяземская земля фактически стала единым Ратным полем, обильно политым кровью наших соотечественников.
Трагическая страница Великой Отечественной Войны связана с так называемым «Вяземским котлом», или официально – Вяземской оборонительной операцией, в которой участвовали войска Западного и Резервного фронтов, в первой половине октября 1941 года. Целью этой операции было задержать наступление главных сил немецкой группы армий «Центр» на Московском направлении. В результате прорыва немецко-фашистских войск на флангах Западного фронта в окружение под Вязьмой попали пять армий, в состав которых входили и дивизии Московского народного ополчения. Около двух недель на Вяземском ратном поле окруженные войска Красной Армии под командованием генерал-лейтенанта М.Ф. Лукина своими активными действиями сковали 28 гитлеровских дивизий, из которых половина до середины октября не смогла принять участие в дальнейшем наступлении на Москву. Героические бои в районе Вязьмы позволили советскому командованию выиграть время для организации сопротивленияна Можайской линии обороны.Часть войск вырвалась из окружения и, выйдя на Можайский оборонительный рубеж, влилась в ряды защитников Москвы, многие воины попали в плен.
Продолжением древней православной традиции - на местах наиболее ожесточенных боев с неприятелем возводить памятные храмы и закладывать монастыри, которые становились зримым свидетельством памяти потомков о подвиге предков,получило на Смоленщине созданием Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря под городом Вязьма.
По благословению митрополита Кирилла Смоленского и Калининградского духовная жизнь в этих местах, к северо-западу от Вязьмы стала возрождаться с начала 90-х годов ХХ века. 10 августа 1994 года инициативная группа, содействовавшия сохранению памяти о событиях октября 1941 года под Вязьмой, организовала проведение первой (после 1941 года) панихиды в селе Богородицком. В руинах храма Одигитрии, братия Вяземского Иоанно-Предтечева мужского монастыря во главе с настоятелем игуменом Аркадием (Недосековым) отслужили панихиду о поминовении воинов погибших в Вяземском котле. В мае 1995 года иеромонах Даниил (Сычёв) положил начало служения панихиды на братской могиле в селе Богородицком, которая затем повторялась ежегодно. Во время паломнической поездки на остров Залит 30 октября 1995 года было получено благословение от протоиерея Николая (Гурьянова) на строительство храма Феодора Стратилата. Батюшка сказал: «В таких местах должна стоять лавра». В июле 1996 года владыка Кирилл благословил проект и строительство храма в честь великомученика Феодора Стратилата. 22 июня 1998 года были установлены поклонные кресты у истокареки Вазузки, между двумя окопами, на восточном холме у деревни Мартюхи, на траншеях.
Главной целью деятельности монастыря, как определил тогда владыка, станет совершение постоянного молитвенного поминовения имен воинов павших за веру, Отечество и народ и обо всех людях, погибших от рук оккупантов, погибших в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжести военного времени, скончавшихся в ходе локальных конфликтов и спецопераций. Все великие свершения по спасению Отечества наша Русская Православная Церковь отмечала духовными и материальными памятниками. Составлялись службы и акафисты святым благоверным князьям, святым благословлявшим их на подвиг; писались иконы, строились новые храмы и монастыри. Церковь благоговейно сохраняет память обо всех российских воинах – защитниках Веры и Отечества, постоянно возносит о них молитвы ко Господу и Спасителю Нашему.
24 июня 2000 г. Митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский совершил чин великого освящения храма Великомученика Феодора Стратилата в деревне Мартюхи, построенный на частные пожертвования в память о событиях октября 1941 года на Вяземской земле. Освящение храма состоялось в день пятидесяти пятилетия Парада Победы на Красной Площади в Москве. Впоследствии часто приходилось удивляться совпадению дат, в которые совершались события, связанные со становлением монастыря с духовными или историческими событиями нашей Церкви и нашей Родины.
В феврале 2007 года на Вяземском ратном поле установлено десять поклонных крестов (в деревне Пекарево, сожженной немцами в феврале 1942 года (26 женщин и детей были загнаны в сарай и созжены); в деревне Мартюхи на правом берегу реки Вазузы, к северо-востоку от храма Феодора Стратилата; в деревне Ломы на источнике Симеона и Иулиании Вяземских и на кладбище на братской могиле; в деревне Марьино-Гнездово на высоте 319,7 м. В селе Богородицкое: на старом источнике на востоке села; на источнике в старой деревне; на братской могиле). В 2008 году установлено 104 Поклонных Креста на местах разрушенных храмов, на Братских могилах, окопах, дотах, огневых точках.
При посещении 25 апреля 2007 года Орловского Введенского монастыря чудом встретились со схиигуменом Илией (ныне схиархимандрит). Узнав о наших трудностях в строительстве монастыря о том, что дело движется медленно, батюшка благословил и сказал: «не бойся малое стадо».
В апреле 2007 года начаты работы по геодезии и геологии «монастырского поля». 4 декабря 2009 года епископ Феофилакт освятил здесь поклонный крест.Востребованность такого монастыря у православного народа подтверждали письма в монастырь. Вот только одно из них:
17 января 2008 года пришло письмо от Пуниной Валентины из станицы Львовской Краснодарского края. Она пишет: «Здравствуйте. Низкий поклон всем, кто восстанавливает и увековечивает память о погибших воинах. Мой дедушка – Маяков Зиновий Максимович – Терский казак, воевал, как я с детства считала в Брянских лесах. Это тоже где-то под Москвой. Я никогда не видела дедушки, но горечь утраты с каждым прожитым годом жизни становится все больше. Его несколько писем, присланных с войны, пропитаны заботой о доме, о жене, о детях, о хозяйстве. Он, наверное, очень хотел жить. Но не пожалел живота своего для Родины. Все, павшие в сражениях, это жертва искупления наших грехов. И у нас должна быть колоссальная ответственность за нашу жизнь, за нашу землю, обильно политую кровью наших дедов. Я всегда мечтала найти могилку дедушки, но мы оказались вынужденными переселенцами из Чечни и похоронка и письма делушки утерялись. Я очень рада возможности молиться за дедушку, особенно обрадовалась узнав, что есть такой храм, где молятся о воинах, где помнят их и благодарны за их подвиг. Второй мой дедушка погиб в далекой Венгрии накануне Победы. Поминайте, пожалуйста, воинов Зиновия и Тихона.
С благодарностью раба Божия Валентина.»
29 декабря 2009 года вышлоПостановление главы Администрации Смоленской области о переводе 6,4 га сельскохозяйственных земель в районе деревни Всеволодкино в черту населенного пункта и установлении вида разрешенного использования земли: «для строительства православного монастыря». Решением Совета депутатов Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области от 21.12.2010 года №21 утвержден «Генеральный план Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в части дер. Всеволодкино». В разделе 3.5 указано: «Основным моментом, который форсирует развитие социальной инфраструктуры является строительство православного монастыря».
22 июня 2010 года заложено основание Покровского храма. Архитектор В.Ф.Орловский, профессор, заслуженный архитектор России; инженерный проект разработан в Вяземском филиале института «Смоленскгражданпроект». Руководитель проекта Н.Г.Горлова.Строительные работы осуществляет «Вязьмастройсервис», генеральный директор С.Ю. Винокуров.
11 октября 2010 года преосвященным Феофилактом был освящен фундамент первого каменного храма обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого Иоанна Воина.
21 июня 2011 года епископ Пантелеимон Смоленский и Вяземский освятил десять колоколовдля звонницы Покровского храма.
9 сентября 2013 года епископ Исидор Смоленский и Вяземский утвердил генеральный план Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря. 11 октября 2013 года епископ Исидор совершил молебен на закладку основания надвратного монастырского храма в честь Спаса Нерукотворного Образа. 1 декабря 2013 года преосвященнейший Исидор совершил чин великого освящения главного престола первого монастырского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы и совершил первую Божественную литургию.
Особо чтимая икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Вяземская Ратная», создана в обители по благословению схиархимандрита Михаила (Балаева) (1924-2009гг.), насельника Троице-Сергиевой Лавры, который участвовал в боях за освобождение Вязьмы в марте 1943 г. В своих беседах-воспоминаниях о войне батюшка отмечал, что октябрьские бои 1941 года под Вязьмой стали духовной победой наших воинов. Воюя на Ржевском рубеже, солдаты знали о событиях под Вязьмой. Среди сослуживцев батюшки были и те, кто вырвался из «Вяземского котла». Один из этих солдат рассказал отцу Михаилу о том, как ему удалось избежать плена. «В ночь с 11-го на 12-е октября был назначен окончательный прорыв. Прорывались от села Богородицкое в направлении реки Курьяновки. Начало прорыва под вечер, в сумерках. Вдруг солдаты видят, что впереди в том же направлении идёт женщина в тёмной накидке с ребёнком на руках. «Мы подумали, что это местная женщина, знающая тропу по болоту, и побежали за ней. Женщина шла медленно, будто плыла, а мы едва поспевали за ней. Вдруг женщина пропала из виду, и мы её больше не видели. Но когда очнулись, поняли, что линия огня осталась за нашими спинами!». Разговаривая с отцом Михаилом, этот солдатик сказал, что их спасла Божия Матерь. Этот рассказ батюшка повторял несколько раз. Узнав, что в селе Богородицкое стоит полуразрушенный храм, построенный в 18-ом веке в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», и о решении священноначалия создать в наших местах монастырь, онпредложил попробовать написать икону для будущего монастыря. Отец Михаил рассказывал о том, что должно быть изображено на иконе -в верху, на облаке Пресвятая Богородица, а внизу река из солдат.Отец Михаил принимал участие в разработке сюжета этой иконы, помогая советами, а более всего своей молитвой. Первый вариант иконы был написан иконописцами из Твери. Это была аналойная икона размером 50х80см. Батюшка, посмотрев её, сделал свои замечания, в целом одобрил и благословилнаписать храмовую икону для будущего монастыря. В 2008 году была написана икона размером 80х120см. 11 октября 2015 года во время божественной литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы епископ Сергий Вяземский и Гагаринский совершил чин освящения иконы «Одигитрия Вяземская Ратная». К настоящему времени списки иконы «Одигитрия Вяземская Ратная» находятся в нескольких храмах разных епархий и в жилищах многих православных людей. Этим образом в наши дни благословляются воины, уходящие на фронт. «Одигитрия Вяземская Ратная» - это один из первых образов, в новейшей истории Церкви, на котором воины-красноармейцы написаны как мученики (по образу Сорока мучеников Севастийских). Отец Михаилсчитал, что октябрьские бои под Вязьмой были духовной победой наших воинов в самый трудный период – начало Великой Отечественной войны. В монастыре можно поклониться и другим иконам Божией Матери, посвящённым ратным подвигам русского воинства: «Августовская», «Портартурская», «Азовская».
Молитвенное поминовение воинов, имена которых присылают их родственники из разных уголков нашей Отчизны от Калиинграда до Камчатки совершается в нашем монастыре уже более четверти века. В октябрьские дни в монастыре ежегодно служится Божественная литургия, по окончании которой отпеваются останки воинов, найденных поисковиками в текущем сезоне. В Покровском храме, у гробов с останками воинов, собираются родственники опознанных солдат и офицеров, приехавшие с разных концов нашего Отечества. Обычно молятся и поисковики из отрядов Смоленской, Московской, Калужской и других областей, многочисленные паломники и гости обители. Из монастыря гробы с останками воинов перевозятся на мемориал в село Богородицкое.
В настоящее время монастырь живёт полнокровной жизнью: проводятся регулярные богослужения в храме Покрова Пресвятой Богородицы, в монастырском синодике записано более 85 тысяч имен воинов, о которых молятся сестры монастыря, паломники, прихожане. Собирание имён павших постоянно продолжается. В Центре духовного просвещения монастыря проводится историко-патриотическая и краеведческая работа со школьниками и взрослыми, посещающими монастырь. Продолжаются проектные и строительные работы. Разработаны архитектурный и инженерный проекты первой очереди монастыря, в которые входят: келейный и игуменскийкорпуса, надвратный и сестринский храмы, помещения для гостей монастыря. Завершено строительство: надвратного храма в честь Спаса Нерукотворенного Образа, келейногои административного корпусов. Оформлены документы на собственность этих помещений. Продолжаются работы по созданию и духовному укреплению монашеского сестричества. Ведётся постоянная переписка с жителями страны и зарубежья. Приходят письма, СМС сообщения, поступают звонки с просьбой молиться о здравии близких, участвующих в боевых действиях сейчас. Вот одно из таких писем от Татьяны: «Божьего благословения Вам матушка Ангелина и всей Вашей обители! Хочу поблагодарить Вас и всех сестер за то, что молитесь о здравии воина Андрея.По молитвам Вашим Господь сохранил ему жизнь и сейчас он дома на отдыхе. Но скоро опять отправится на войну».
Приведем ниже отрывки из некоторых писем, приходящих в монастырь.
Галина Николаевна Майборода из Москвы:
«Меня с самого раннего детства волновала Великая Отечественная Война, потому что она прошлась по детству моих родителей Клавдии и Николая (помолитесь об их здравии); и по взрослой жизни моих дедушек и бабушек (Екатерины и Александра, Марии и Петра, пропавшего без вести в 1942 г.). Прошу Вас помолитесь об их упокоении. ...Однажды, когда я была еще небольшой девочкой, я с дедом Александром пошла на покос. Было это под вечер. Дедушка косил траву, а я собирала цветочки. Такого разнотравья как у нас в России вряд ли где-то увидишь. Набрала я букетик тут и кукушкины слезки, и раковые шейки, и полевые гвоздички и колокольчики. Погода теплая, птицы поют, благоухает скошенная трава, тихо. Такая благодать. Дедушка посмотрел на мой букетик и говорит: «Иди, положи свой букет солдату на могилку». Я удивленно спросила, какая может быть могилка в таком большом, глухом, красивом лесу? Дед молча отставил косу, взял меня за руку и мы пошли к ельнику синеющему не вдалеке. То, что я там увидела, потрясло меня и запомнилось на всю жизнь. На большой ели была табличка, вросшая в кору и надпись: «Рядовой Иван», а под елью небольшой продолговатый холмик. Я подумала, что у каждой ели в этом лесу кто-то похоронен, а на могилке выросла ель или другое дерево. С того самого момента я поняла, как дорого стоит этот красивый мир с цветами, птицами, солнышком и мамой. Сколько таких Иванов лежит в нашей земле. …Тогда я написала своей другой бабушке, что я нашла дедушкину могилку, т.е. ее мужа. Но мудрая бабушка поблагодарила меня за помощь в поисках, но напомнила, что дедушку звали Петром и до конца дней своих говорила, что если подастся хоть какая-то весточка о ее Петруше, после ее смерти: « съездите, поклонитесь его косточкам». Всю жизнь моя бабушка хранила письма деда с фронта и ждала его. Одна воспитала семерых детей. Очень трудолюбивых. Никто не спился и с пути не сбился. …Мой сын Сергей занимается в клубе «Юный десантник» Московского городского дворца творчества детей и молодежи. В октябре прошлого года совершил с клубом марш-бросок в районе Вязьмы и «Вяземского котла». Он очень много рассказывал о местах, где проходил марш-бросок. Масштабы гибели наших воинов его поразили, а нас не бывавших там, а только услышавших, потрясли».
Александр Витальевич Столбов из Кемеровской области:
«Помолитесь о моих родных павших воинах: Иоанне, Петре, Александре, Николае».
Людмила Васильевна Пономарева из Калининградской области:
«Прошу Вас молиться о моих родных, павших за Отечество – Александре, Николае, Анатолии, а так же о моем отце, который не погиб на поле брани, а умер от инфаркта, но он был офицером и всю жизнь свою отдал служению Отечеству. Его имя Владимир».
Шепенкова Зоя из г.Краснознаменска:
«…сколько здесь полегло наших воинов, один Бог знает. Местные жители считают, что это в их память так часто на небе над этими полями появляется радуга. Чаще всего на одном и том же месте, опираясь концами на места ударного прорыва наших войск. «Не забывайте молиться о нас», словно говорят нам через радугу наши павшие солдаты. Немного грустно, но в то же время и радостно, что среди множества поминаемых в монастыре воинов есть и имя моего отца, участника танкового сражения на Курской дуге».
Пишет Юлианна:
«Мой дедушкаСемен Иванович Вараксин родился в мае 1913 года. Место рождения: с. Первуново, Алапаевского района, Свердловской области. Воинское звание: старшина. Еще в юном возрасте Семён остался попечителем младших братьев и сестер, оставшихся сиротами. Служил лесником. Любил лес. Промышлял охотой, чтобы прокормить братьев и сестер в голодные годы. Принимал участие в боях на Халхин-Голе в 1939 году. Прошел всю Финскую войну в звании от рядового до старшины. В июне 1941 года ушел добровольцем на ВОВ. Дважды бежал из плена, чудом остался жив: в последний раз его полумертвого выхаживал старичок – прибалт. И каждый раз он возвращался в боевой строй. Из последнего письма любимой жене Марфе Андреевне, которое до сих пор с любовью храним для памяти потомкам: «Идут горячие бои под Ригой. Марфа, возможно я погибну за свободу и независимость нашей Родины и за светлое будущее моей дочери Августы Семеновны». Погиб мой дед накануне Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября) в 1944 году на чужбине (из похоронки усадьба Шилале Литовской АССР). Награжден двумя медалями «За Отвагу». Отпели мы дедушку уже в 90-е годы и все эти годы молитвенная память о нем живет в наших сердцах. Августа Семеновна, достойная дочь нашего героического деда. Царствие им небесное и вечная память».
Пишет Галина:
«Дядя мужа, Георгий Дмитриевич Моисеев, воевал с 1943 года, в Уральском гвардейском добровольческом танковом корпусе, 62 молотовская бригада, 4 танковая армия Лелюшенко. Прошел от Брянска до Берлина, будучи в звании ст. лейтенанта на Т-34-85, уничтожил 2 тигра, 3 пантеры и 6 самоходок противника, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Великой Отечественной Войны 1ст., орденом Боевого Красного Знамени.Просим его имя внести в Синодик монастыря: Георгий Дмитриевич Моисеев. Дата рождения: 1924 год. Место рождения: город Вязьма, Смоленской обл. Воинское звание: подполковник. Умер в 1982 году»; «Мой отец, Ткачев Иван Григорьевич, воевал с 1943 по 1945 год. Начал свой боевой путь в 32 дивизии2 БФ 566 СП, в январе 1944 года был тяжело ранен, войну закончил на Одере. Был награжден: медаль за Отвагу, два ордена Славы. Умер в 1983 году, в возрасте 60 лет. В память о нём у нас уже вырос сын Иван»; «Мой дедушка, Анисим Степанович Лопушков, 1873 года рождения, во время карательной операции в октябре 1942 года был расстрелян фашистами около своего дома в д. Головицы. В этот день были сожжены заживо 58 жителей деревни и расстреляно 38 человек, а соседняя деревня Снорки, была сожжена вместе с жителями. Там погиб родной брат моей бабушки Венедикт Семёнович Семёнов».
Пишет Инна из Нью-Йорка:
«Мой отец воевал в составе второго Прибалтийского фронта с 1943 года. С 1941 по 1943 годы – в составе партизанского отряда. После Победы был переброшен на Японский фронт и закончил воевать там. Далее продолжил служить в расположении советских войск в Китае. Был демобилизован из армии в 1952 году. Имя: Юрий Александрович Тихомиров. Дата рождения: 14 августа 1926 года. Место рождения: село Вышгородок, Псковская область. Воинское звание: сержант. Дата смерти: 31 декабря 2013 года. Место смерти: Нью-Йорк.
Пишет Татьяна:
«Евгений Петрович Андреев, призван в 1943 году, был в учебке в Ташкенте, погиб в одном из первых боев. Моя бабушка через всю жизнь пронесла боль потери первого сына. 19-летний Андреев Евгенийнавсегда в нашей семье останется молодым! Захоронение перенесли в Варшаву, но никто из семьи там так и не побывал». Имя: Евгений Петрович Андреев. Дата рождения: 1925 год. Место рождения: Петропавловск, Казахстан. Воинское звание: мл. лейтенант. Дата смерти: Варшава, д. Зямбки.
Пишет Татьяна:
«Дед был призван в армию и ехал на Дальний Восток. Началась война и эшелон отправили на Запад. 7 ноября 1941 года. Он был участником парада на Красной Площади, с которой они ушли на фронт. Защищал Москву. Служил в пехоте. Освобождал деревню Петрищево. Был списан со службы в 1942 году и умер от тяжелых ран и болезней. Имя: Карп Карпович Боровлев. Дата рождения: 10 мая 1915 года. Место рождения: Тверская область. Воинское звание: сержант. Дата смерти: 10 мая 1955 год. Место смерти: Новокузнецк».
Ирина Победимова написала:
«Мой дедушка, Петров Евгений Саратовской обл., г. Балашов, п/я 6/940 в октябре 1941 года, воевал на Западном Фронте в Смоленской обл., а затем на Брянском направлении. Последнее письмо с фронта получили в сентябре 1942 года. Предположительно в июле 1943 года пропал без вести. От моего деда остались только письма с фронта и карандашный портрет, нарисованный в 1942 году его однополчанином Воробка Л. О.В июле дедушка 1943года пропал без вести. Ему было 22 года. К сожалению, наша семья не знает, где и как это произошло. Заветная мечта нашей семьи, найти хотя бы предположительное место его гибели. Моя бабушка, Петрова Мария Петровна, родилась 14 апреля 1919 года, в д. Горнево, Вяземского р-на, Смоленской обл. У моей прабабушки было трое детей – два сына и дочь. Прадед рано умер от ран. Полученных в боях на фронтахПервой мировой войны, и прабабушка воспитывала детей одна. В последствии все трое ушли на фронт, а домой вернулась только одна дочь, Петрова Мария Петровна – моя бабушка. Петрова М.П. прошла свой боевой путь в составе 22 армии 208 стрелковой Кенигсбергской Краснознаменной дивизии (2-е форм.) 594 ОБС (98 ОРС) от Москвы до Восточной Пруссии телефонисткой на коммутаторе боевых линий. В период дежурства множество раз попадала под бомбежку и вражеский обстрел. Награждена боевыми наградами – Орден Отечественной Войны II степени, 2 медали за боевые заслуги, множество других медалей. Сестра мамы – Петрова Мария Петровна, воевала в 22 армии 208 стрелковой Кенигсбергской Краснознаменной дивизии (2-ое форм.) 594 отдельный батальон (98 отдельная рота связи). Брат – Петров Павел Петрович, фронтовик. Моя бабушка ушла воевать, дедушка трудился на трудовом фронте в тылу, а в Москве у них осталась 2-х летняя дочь (моя мама), которая всю войну прожила у своей бабушки в д. Горнево. По окончанию войны вся семья воссоединилась. Бабушка работала на восстановление разрушенного хозяйства в Москве и спустя 12 лет после возвращения с фронта, у нее родился сын. Дожила бабушка до 86 лет и умерла в мае 2005 года, в год празднования 60-летия Великой Победы».
Пишет Соколова Любовь Владимировна:
Мой дед Звягин Гавриил Андреевич, 1911 года рождения. Родился в с. Реневка, Волынский район, Орловской области. Поезд с солдатами направлялся на фронт под Сталинград и попал под бомбежку в 1943 году. Больше о дедушке ничего не известно. Имеется только извещение о без вести пропавшем. Ни фото, ни других документов нет. Бабушка прождала его всю свою жизнь. Отец моей тети Звягин Дмитрий Андреевич и брат моего дедушки пропал без вести в декабре 1941 года. Кроме извещения никаких документов, фотографий, писем у нас нет. Святая память воинам погибшим в ВОВ».
Уважаемая матушка Ангелина!
Я, Карпова Зоя Михайловна, родилась в городе Рославле, Смоленской области. Многие члены моей семьи по материнской линии погибли во время Великой Отечественной войны. Моя бабушка по материнской линии – Федоренкова Зоя Федоровна – была расстреляна в городе Тюбингине на юге Германии в апреле 1945 года на глазах у своей восьмилетней дочери, моей матери – Федоренковой Валентины Никифоровны. Я веду поиски через Красный крест места, где была похоронена бабушка. Мой дед – Федоренков Никифор Петрович – также был в концлагере, но остался жив, его угнали в Америку (США), предлагали там остаться, но он вернулся на Родину. Знаю, что два его брата были зверски убиты фашистами недалеко от села Богданово Рославльского района, Смоленской области. Прошлым летом я была возле памятника и возлагала цветы. Их имена – Федоренков Родион Петрович и Федоренков Михаил Петрович. Вам буду благодарна, если сестры будут молиться о моих близких. У матери моей Валентины день рождения 9 мая. Вот уже 3 года, как ее нет, помолитесь и о ней».
Пишет Мишуева Марина Викторовна:
«Уважаемая матушка Ангелина! Не выходит из головы поездка в Вязьму и посещение Вашего монастыря в этот вторник 11 октября. Вы сказали, что можно подать записку о поминовении, но я постеснялась, да и, честно сказать, не знаю, можно ли поминать моего деда Конкова Александра Фёдоровича, призванного на войну в июне 1941 года из Наро-Фоминского военкомата. Мой дед пропал без вести и, если он не был в Вяземском котле, можно ли его поминать у Вас. Но если это возможно, буду Вам очень благодарна. Душа болит об останках воинов, найденных поисковиками. Может быть среди них и мой дед. Низкий Вам поклон за Ваш нелёгкий, но такой важный труд. Помогай и храни Вас Господь».